Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Баллада

Баллада (далее Б) (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo — танцую), наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров. Первоначально у романских народов средневековья — лирическая хороводная песня с обязательным рефреном. К 13 в., видоизменяясь, Б становится популярным жанром французской и итальянской профессиональной поэзии (особенно трубадуров и труверов). Классическая французская Б 14—15 вв. — бессюжетное лирическое стихотворение канонической формы: три строфы на сквозные рифмы (ababbcbc), "посылка" (обращение к лицу, которому Б посвящена), рефрен (повторяющаяся последняя строка каждой строфы и "посылки"). Образец — Б "О женщинах былых времен" Ф. Вийона. В средневековой Англии Б — народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему (например, цикл Б о Робине Гуде). Б, близкая английской и шотландской народной Б, стала любимым жанром поэзии сентиментализма, романтизма и неоромантизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Р. Киплинг — в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, Г. Гейне — в Зачинателем Б в русской поэзии был В. А. Жуковский. Б писали А. С. Пушкин ("Песнь о вещем Олеге", "Жених"), М. Ю. Лермонтов ("Воздушный корабль"), А. К. Толстой (преимущественно на темы русской истории). Советские поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий — авторы Б с героической тематикой. В советской поэзии преобладает сюжетная, драматическая по содержанию Б лироэпической "тональности" (А. А. Сурков, П. Г. Тычина, Е. Чаренц и др.).

  Расцвет вокальной Б (главнынм образом для сольного пения с сопровождением фортепиано) связан с возрождением Б в профессиональной поэзии 2-й половины 18 в. Б представлена в романтической музыке и Австрии — в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые русские Б связаны с романтической поэзией — "Светлана" А. А. Плещеева на слова В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки. Своеобразное претворение жанр Б получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.

  Инструментальная Б — жанр, характерный для романтической музыки. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическим развитием, лирическая взволнованность — с картинной живописностью (Б для фортепиано Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и особенно Ф. Шопена, Б и полонез А. Вьетана для скрипки и фортепиано, Б для фортепиано с оркестром Г. Форе). В современной музыке встречаются различные виды вокальных и инструментальных Б Вкладом в развитие вокальных Б явились Б на слова Б Брехта, созданные Х. Эйслером. В советской музыке жанр Б нередко получает героическую, героико-эпическую трактовку ("Б Витязя" из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина "На поле Куликовом", "Б о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным" С. С. Прокофьева, "Героическая баллада" для фортепиано с оркестром А. Бабаджаняна).

  Лит.: Жирмунский В. М., Английская народная баллада, "Северные записки", 1916, № 10; Русская баллада. Вступ. статья Н. П. Андреева, М.—Л., 1936; Панкратова В., Б, М., 1963; Entwistie J., European balladry, Oxf., 1939; Northcote ., The ballad in music, Oxf., 1944.

  В. А. Никонов, Е. М. Царева.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 15:59:23