Релятивизм (далее Р) (от лат. relativus — относительный), методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Р проистекает из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни Р — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.
Р как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора "человек есть мера всех вещей..." следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо объективных и устойчивых явлений. Элементы Р характерны для античного скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от исторических условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Аргументы Р философы 16—18 вв. (Эразм Роттердамский, М. Монтень, П. Бейль) использовали для критики догматов религии и основоположений метафизики. Иную роль Р играет в идеалистическом эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм;махизм,прагматизм,неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.
Определенное влияние Р приобрел на рубеже 19 и 20 вв. в связи с философским осмыслением революции в физике. Опираясь на метафизическую теорию познания, игнорируя принцип историзма при анализе изменения научных знаний, некоторые ученые и философы говорили об абсолютной относительности знаний (Э. Мах, И. Петцольдт),о полной их условности (Ж. А. Пуанкаре)и т. п. Анализируя положение, сложившееся в философии и физике, В. И. Ленин писал: "...Положить релятивизм в основу теории познания, значит неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 139).
Согласно диалектическому материализму, наши знания относительны не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле признания исторической ограниченности каждого достигнутого уровня знаний. Вместе с тем в каждой относительной истине содержатся элементы абсолютной истины, что обусловливает развитие научного познания.
Р как принцип понимания истории характерен для субъективно-идеалистических течений в буржуазной философии истории. Отрицая объективность исторических знаний, некоторые теоретики считают, что оценки и суждения историков крайне относительны и отражают их субъективные переживания, зависимость от определенных политических установок (см. Презентизм), что всякое воспроизведение исторического процесса является результатом произвола историка (РАрон).
Распространение принципа Р на область нравственных отношений привело к возникновению этического Р, выражающегося в том, что моральным нормам придается крайне относительный, полностью условный и изменчивый характер.
В разных исторических условиях принцип Р имеет различное социальное значение. В некоторых случаях Р объективно способствовал расшатыванию отживших социальных порядков, догматического мышления и косности. Чаще всего Р — следствие и выражение кризиса общества, попытка оправдания утраты исторической перспективы в его развитии. Именно поэтому Р присущ ряду направлений современной буржуазной философии (философия жизни, экзистенциализм, персонализм).
Лит.: Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959; Ойзерман Т. И., Главные философские направления, М., 1971, гл. 2; Парамонов Н. 3., Критика догматизма, скептицизма и релятивизма, М., 1973; Wein Н., Das Problem des Relativismus, В., 1950; Relativism and the study of man, ed. by Н. Schoeck and J. . Wiggins, Princeton (..), 1961; Aron R., Introduction a la philosophie de l"histoire, nouv. éd., (., 1967): Mandelbaum M. ., The problem of historical knowledge: an answer to relativism, . ., 1967.
Н. П. Французова.
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
Новости 20.05.2022 23:52:33
23:33 В Молдавии назвали «драмой» покупку газа по высоким ценам 23:27 Кадыров пообещал украинским военным «хорошие результаты» в Лисичанске 23:21 Пентагон опроверг наличие у США планов по уничтожению Черноморского флота России 23:19 Организаторы Уимблдона отреагировали на санкции ATP и WTA 23:17 В сети появилось объявление о продаже автомобиля легендарного Льва Яшина 23:17 Эрдоган объяснил позицию Турции по вступлению Финляндии и Швеции в НАТО 23:09 Пентагон передаст Киеву средства поражения большой дальности 23:06 Пентагон занялся вопросом экстренного ввоза детских смесей в США 22:59 Литва перестанет получать электричество из России 22:47 В доме жителя Подмосковья обнаружили склад оружия 22:41 Руководство российского СИЗО заподозрили в майнинге криптовалюты в психбольнице 22:25 Зеленский отреагировал на освобождение территории «Азовстали» Больше новостей СегодняЭкономика «Я оказался без дома и сбережений» Обвал криптовалют: как всего за неделю инвесторы потеряли миллиарды долларов? СегодняБывший СССР «Тут было все в новинку» Ветеран боев в Донбассе — о сложностях штурма Мариуполя и уроках спецоперации на Украине СегодняКультура Большой скачок. Миллиарды, звезды и кино: как в России появился свой русский Голливуд? 22:33 Врач назвал группы риска по заболеванию оспой обезьян 21:41 Все находившиеся на «Азовстали» украинские военные вышли с территории завода 21:26 В Литве памятник советским воинам раскололся пополам при сносе
Популярное
Антирусское настроение. Русофобия давно популярна в Польше. Как отношение к русским изменилось из-за событий на Украине? Показали всем. Что заставило весь мир внезапно полюбить российское кино? «Я не помню, как начал стрелять» Советский солдат устроил бойню в вагоне спецпоезда. За что он расстрелял девять человек? Культ еды, Лувр в пустыне и ядовитые соли. Что стало с Узбекистаном после распада СССР и стоит ли туда ехать туристу? «Он говорил, что нас надо сжечь» Россиянин устроил массовый расстрел под видом самообороны. За что он убил пять человек? «Мы выжили» В Мариуполе хоронят погибших, разминируют улицы и открывают магазины. Как город возвращается к мирной жизни? «Алюминий пылал как бумага» 50 лет назад военный самолет упал на детсад. Как в СССР пытались скрыть смерть 24 детей? Оба хороши. Суд Джонни Деппа с Эмбер Херд идет уже месяц. Что бывшие супруги наговорили друг о друге за это время? «Всех обули и одели» В 1990-е челноки завалили рынки доступными товарами. Как они спасли Россию? «Его уровень невероятен» Российский вратарь переписывает рекорды НХЛ. За что в Америке его прозвали Царем?