Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Резьба (художеств.)

Резьба (далее Р) художественная, один из древнейших и наиболее распространенных видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, ганча, терракоты, лака и др. путем вырезания.

  Р (художеств.) употребляется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведений миниатюрной пластики. Самостоятельной областью Р (художеств.) является глиптика.

  Р (художеств.) различается по видам. Термином "объемная резьба" определяется обычно мелкая трехмерная скульптура. Объемная обработка предусматривает создание пластически цельного произведения с разнообразными пластически-осязательными эффектами. Для высокорельефной Р (художеств.) характерно сильное углубление фона, позволяющее достигать многоплановости композиции, выпуклости форм изображений, резкости и силы световых контрастов. Плоскорельефная Р (художеств.) дает невысокий рельеф, носящий обычно силуэтный характер. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение. Разновидностью плоскорельефной Р (художеств.) является т. н. заоваленная Р (художеств.), в которой края вырезанного рисунка слегка закругляют ("заоваливают"), что позволяет достигать мягкости и сочности форм рельефа, а фон либо углубляют слабо, либо не углубляют вовсе ("подушечный" фон). Выемчатая (углубленная) Р" представлена двумя основными техниками — трехгранно-выемчатой и скобчатой. Для трехгранно-выемчатой Р (художеств.) характерен геометрический узор, для скобчатой — ногтевидные, лунообразные элементы орнамента. Декоративная выразительность выемчатой Р (художеств.) основана на сочетании графической четкости орнаментальных форм с живописностью создаваемой ими светотеневой игры. Контурная Р (художеств.) — это Р (художеств.) углубленных линий, декоративный ритм которых четко прослеживается на глади фона. Сквозная (ажурная, прорезная, пропильная) Р (художеств.) создается полным удалением фона. Она рождает эффект тонкой, легкой, работающей на просвет декоративной композиции. В сквозной Р (художеств.) для цветового контраста иногда применяются цветные подкладки из другого материала (например, фольга в прорезной бересте). При накладной Р (художеств.) вырезанный рисунок накладывается на гладкую поверхность, что позволяет получать ровный фон без трудоемкой его выборки.

  В Р (художеств.) для достижения яркой декоративности подчас сочетаются разные ее виды — накладная Р (художеств.) со сквозной, плоско-рельефная с контурной и т. п. Р (художеств.) нередко соединяется и с иными способами художественного оформления изделий — объемная Р (художеств.) с насечкой металлом, выемчатая Р (художеств.) с заливкой легкоплавким металлом, контурная Р (художеств.) с затиркой цветной массой. С целью выявления естественной окраски, фактуры или текстуры материала, а также придания ему нужного цвета, резные изделия отделывают различными способами. Деревянные покрывают лаком, вощат, тонируют (морилками или прозрачными красителями), окрашивают и расписывают красками, обжигают или закапчивают дымом; костяные полируют, пропитывают парафином.

  В Р (художеств.) используют древесину мягких (липа, осина, тополь и др. ) и твердых (береза, клен, бук, самшит и др.) пород, камень различной твердости: мягкий (гипсовый камень, талькохлорит, известняк и пр.), твердый (нефрит, лазурит, яшма), средний (малахит, мрамор и пр.). Для Р (художеств.) по кости применяют главным образом бивни мамонта и слона, моржовые клыки, кость-цевка, рог. В зависимости от конкретной задачи в Р (художеств.) применяют блок материала (монолитные куски камня, кости, древесины — для скульптуры) или пластины (ровные оструганные дощечки — для пряничных досок, панно). Инструменты для выполнения Р (художеств.) разнообразны: нож, топор, набор стамесок, различные резцы и пилки, а также разные виды разметочных инструментов. Для осуществления трудоемких работ (распиловка, подготовка полуфабриката, первоначальная грубая обработка) все чаще применяют механический и электроинструмент — отбойные стамески для камня, бормашину для кости и т. д.

  О Р (художеств.) см. также в статьях Дерево в искусстве, Деревянная архитектура, Лаки художественные, Мебель, Народное творчество и в разделах Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство статей о республиках СССР и странах, а также специальные статьи о Р (художеств.): Абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, Тобольская резная кость, Уральский резной камень, Холмогорская резная кость, Хотьковская резная кость, Чукотская резная кость, Шемогодская прорезная береста.

 

  Лит. см. при статьях, названных выше.

  В. А. Бородулин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 14:25:03