Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Резцовая гравюра

Резцовая гравюра (далее Р) (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving), старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углубленные элементы печатной формы создаются с помощью острого резца (штихеля). Р возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий. В средние века распространился прием заполнения врезанных в металл линий цветным составом, главным образом чернью. Подобное изображение можно было оттискивать на бумаге. Размножение этих оттисков, имевших первоначально значение образцов для оружейников, "золотых и дел" мастеров, и привело (очевидно, в 1-й половине 15 в.) к появлению собственно Р Наиболее старые примеры Р - наивно выполненные игральные карты, листы с изображением Богоматери, святых, евангельских сцен и т. п., распространявшиеся вдоль р. Рейн (главной торговой артерии Западной Европы), в областях Швейцарии и в Эльзасе и в Нидерландах. Искусство Р совершенствовалось в 15 в. в работах анонимных мастеров орнамента, применявшегося в "серебряном деле" (мастер монограммы "ES" и др.), и достигло расцвета к концу 15 в. в творчестве М. Шонгауэра, А. Дюрера в А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии. Расцвет Р в Нидерландах произошел в 16 в. (Лука Лейденский), а во - в 17 в. (Р. Нантей и др.). Старые мастера Р добивались большой убедительности в передаче облика человека, деталей быта, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения, создавали образы, полные глубокого философского звучания. Для техники Р характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; четкие штрихи точно очерчивают и моделируют объемную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Однако ограниченность художественных возможностей Р (например, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы), ее исключительная трудоемкость привели в 17 в. к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей. Областью Р, сохранявшейся за ней до 19 в., осталось исполнение географических карт, видов городов (ведут), научных иллюстраций и особенно репродукций (в листах большого размера) произведений живописи, скульптуры и архитектуры для изданий альбомного типа (т. н. увражей).

  В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в 16 в.) техника Р распространилась с помощью украинских мастеров (И. Щирский и др.) в конце 17 в. и использовалась в оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина). В 18 в. видовые, батальные и Р иных жанров выполняли братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы; к Р в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов. В 19 в. в петербургской АХ традиции Р сохранялись в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана. В начале 19 в. особым видом была "очерковая", контурно-линейная Р, образцы которой широко распространялись в качестве иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и выполнялись по рисункам художников классицизма (например, Р итальянского мастера Т. Пироли по рисункам англичанина Дж. Флаксмена); в России совершенства в этом виде Р достиг Ф. П. Толстой (иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька" по собственным композициям, 1820-33).

  С развитием фотомеханических способов репродукции Р в значительной мере утрачивает свое значение: со 2-й половине 19 в. она применяется в основном при изготовлении государственных бумаг, денежных знаков и т. п. Разновидности Р на стали (1-я половина 19 в.), органическом стекле или пластмассе (20 в.) не имели для искусства большого значения. Вместе с тем в 20 в. выдвигается ряд крупных мастеров Р в ее "чистом виде" (Д. И. Митрохин в СССР, Ж. Лабурер во Д. Галанис в Греции и др.).

  Лит. см. при ст. Гравюра.

  А. А. Сидоров.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 20:11:16