Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Реактивное топливо

Реактивное топливо (далее Р) топливо для авиационных реактивных двигателей. В качестве Р наибольшее применение нашли керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых (например, отечественное топливо марки Т-1) и сернистых (ТС-1) нефтей. Для производства топлив, обладающих повышенной термической стабильностью (например, отечественное топливо РТ, зарубежные А, А-1, В), фракции прямой перегонки подвергают гидроочистке. В производстве Р используются также компоненты гидрокрекинга и демеркаптанизации.

Основные физико- показатели реактивного топлива, выпускаемого в СССР

Показатель

Сорт топлива

Т-1

ТС-1

термостабильные

РТ

Т-6

Плотность (кг/м3) при 20 °С, не менее

800

775

775

840

Фракционный состав:









10% перегоняется при температуре (°С), не выше

175

165

175

195

98% перегоняется при температуре (°С), не выше

280

250

280

315

Теплота сгорания низшая, кдж/кг (ккал/кг),

43050 (10250)

43050 (10250)

43260 (10300)

43260 (10300)

Температура начала (°С), не выше

-60

-60

-60

-60

Общее содержание серы (%), не более

0,10

0,25

0,10

0,05

Содержание меркаптановой серы (%), не более

-

0,005

0,001

-


  Важнейшими показателями Р являются плотность и теплота сгорания (см. табл.), определяющие дальность полета. Р должно иметь высокую термическую стабильность, особенно если оно применяется на сверхзвуковых самолетах, в баках которых топливо может нагреваться до 150-200 °С и выше. Высокая термическая стабильность достигается очисткой топлива от неуглеводородных примесей (сернистых, соединений), например путем обработки (см. Очистка нефтепродуктов). При этом одновременно обеспечивается и низкая коррозионная агрессивность Р К очищенным сортам топлива для повышения их стабильности при хранении добавляются антиокислители (до 24 мг/л) и деактиваторы металлов (6 мл/л). В Р содержится растворенная вода (до 0,008-0,01% при обычных температурах), которая при изменении условий может выделяться из топлива и вызывать электрохимическую коррозию топливной аппаратуры, а также образовывать льда. Поэтому в Р вводятся ингибиторы коррозии (см. Ингибиторы химические) (10-45 мг/л) и антиобледенительные присадки (0,1-0,3 объемного %); добавляются также присадки, предотвращающие накопление статического электричества и повышающие противоизносные свойства топлив.

  Лит.: Нефтепродукты, под ред. Б. В, Лосикова, М., 1966; Зрелов В. Н., Пискунов В. А., Реактивные двигатели и топливо, М., 1968; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова, Б. В. Лосикова, М., 1971.

  И. В. Рожков.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 15:37:23