Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Рационализм (философ.)

Рационализм (далее Р) (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р (философ.) противостоит как фидеизму и иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин "Р (философ.)" используется для обозначения и характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, еще Парменид, различавший знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.

  Как целостная система гносеологических воззрений Р (философ.) начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический Р (философ.) 17—18 вв. (Р (философ.) Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Т. о., принципы Р (философ.) разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): Р (философ.) у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания.

  Р (философ.) 17—18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен и для французских материалистов 18 в., стоявших на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений Р (философ.)

  Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, Р (философ.) пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму Р (философ.) утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуализма "нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях" (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление: "кроме самого разума", т. е. способности разума постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.

  Обращение к разуму как единственному источнику научного знания привело Р (философ.) к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение Р (философ.) роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от объекта познания.

  И. Кант, пытавшийся примирить идеи Р (философ.) и сенсуализма, полагал, что "всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме..." (Соч., т. 3, М., 1964, с. 340). Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины. Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности (см. Априори) не только понятийных форм (как это было в классическом Р (философ.)), но и форм созерцания — пространства и времени. Но кантовский Р (философ.) сохраняет свою силу лишь ценой принятия позиции агностицизма, он распространяется только на мир явлений, но не на "вещь в себе", объективную реальность.

  В философии Г. Гегеля началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, или абсолютный разум, а процесс познания был превращен в самопознание разума, который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому развитие объективного мира предстает у Гегеля как чисто логический, рациональный процесс, а его Р (философ.) приобретает характер панлогизма.

  В буржуазной философии 19 и 20 вв. вера в неограниченную силу человеческого разума была утрачена (позитивизм, неопозитивизм и др.); преобладающей становится критика классического Р (философ.) с его идеалами могущества разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека. Эта критика ведется как с позиций иррационализма (например, во фрейдизме, который отстаивает ведущую роль нерациональных, подсознательных компонентов, в интуитивизме и экзистенциализме), так и в духе умеренного, ограниченного Р (философ.), связанного уже не столько с логической проблематикой познания, сколько с поиском социально-культурных оснований и границ Р (философ.) (например, в концепциях М. Вебера, К. Манхейма).

  Ограниченность и односторонность Р (философ.) были преодолены марксизмом. Разрешение противоречия между эмпиризмом и Р (философ.) стало возможным на принципиально новых основах, разрабатываемых в теории познания диалектического материализма. Основным условием решения этой проблемы явился анализ процесса познания в органической связи с практической деятельностью по преобразованию действительности. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 152—53).

  Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 3; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; Декарт Р (философ.), Рассуждение о методе. Избр. философские произведения, М., 1950; Лейбниц Г., Новые опыты о человеческом разуме, М., 1936; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 5; Girgensohn К., Der Rationalismus des Abendlandes, Greifswald, 1921; Cassirer Е., Die Philosophic, der Aufklärung, Tübingen, 1932; Santillana G. de, Zilsel Е., The development of rationalism and empiricism, Chi., 1941.

  Б. С. Грязнов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 19:04:08