Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Прудонизм

Прудонизм (далее П) разновидность мелкобуржуазного социализма, основу которой составляют философские и социологические взгляды П Ж. Прудона; мелкобуржуазное социальное реформаторство, не затрагивающее основ капитализма. П осуждал крупную капиталистическую собственность, как "кражу", но отвергал коммунизм и отстаивал "владение" — мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда. Не понимая действительных источников классовой эксплуатации и объясняя ее существующим в буржуазном обществе неэквивалентным обменом, Прудон считал возможным уничтожение классовой эксплуатации посредством чисто экономических реформ в сфере обращения: безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита. По мнению Прудона, осуществление этих реформ будто бы даст возможность превратить всех трудящихся, при сохранении частной собственности на средства производства, в самостоятельных производителей, обменивающихся эквивалентно товарами и услугами на началах взаимопомощи (мютюэлизма). Из этой мелкобуржуазной утопии Прудон выводил возможность осуществления "социальной революции" мирным путем, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при отказе от политической борьбы и при уничтожении государства, которое Прудон считал главным орудием раскола общества, паразитизма и угнетения. "Не уничтожить капитализм и его основу — товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т.п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, "конституировать" ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, "справедливой", лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений — вот идея Прудона" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 131). Развивая свои концепции в период Революции 1848 и в особенности в годы Второй империи, Прудон сделал вывод о том, что решение общественных противоречий мыслимо будто бы лишь посредством уравновешивания действующих в обществе социальных сил. П переносил центр тяжести вопроса о социальном преобразовании на осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности человека (одно из условий воплощения в жизнь своих идеалов Прудон видел в отказе женщин от работы в промышленности и от участия в общественной жизни). Он заменил также проекты "ликвидации государства" идеей его федеративного переустройства, призывая раздробить современные централизованные государства на мелкие автономные области и выступая в этой связи против национально-освободительных движений народов Италии и Польши. Перед лицом усиливающегося могущества крупного капитала и развития фабрично-заводской промышленности Прудон признал необходимость перехода крупных промышленных предприятий и ж.-д. транспорта в руки ассоциаций рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства производства во всей остальной промышленности и в сельском хозяйстве.

  П получил в 19 в. распространение во и некоторых др. странах с многочисленной мелкой буржуазией, за счет которой в значительной степени пополнялись ряды рабочего класса. Французские секции 1-го Интернационала на первых порах создавались и руководились прудонистами. Однако решительная борьба К. Маркса, Ф. Энгельса и их сторонников против П закончилась полной победой марксизма над П, разрывом с ним передовых элементов пролетариата и переходом французской секции Интернационала в руки т. н. левых прудонистов — сторонников революционной классовой борьбы. Многие из них стали активными деятелями и руководителями Парижской Коммуны 1871, на опыте которой были вскрыты порочность и вред прудонистских идей. Это сыграло решающую роль в распаде П

  Воззрения Прудона использовались бунтарским анархизмом М. А. Бакунина, а также различными течениями мирного анархизма и вошли в арсенал анархо-синдикализма. В социал-демократическом движении реформисты, начиная с Э. Бернштейна, также пытались воскресить в различной форме и под разными наименованиями прудонистские идеи. В то же время прудоновская критика и поношение демократии, деятельности политических партий (в том числе и демократических партий) и классовой борьбы использовались идеологами империалистической реакции, а затем и теоретиками фашизма в Италии, Испании и странах Латинской Америки.

  Лит.: Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, М. — Л., 1929; Застенкер Н. Е., Об оценке Прудона и прудонизма в "Коммунистическом Манифесте", в сборнике: Из истории социально-политических идей, М., 1955; его же, Идейное банкротство современного неопрудонизма, "Вопросы истории", 1968, № 9; Первый Интернационал, ч. 1—2, М., 1964—65; Nettlau М., Der Vorfrühling der Anaichie, ., 1925; Bougie ., sociologie de Proudhon, (.), 1911; Gyu-Grand G., pensée de Proudhon, (.), 1947.

  Н. Е. Застенкер.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 19:54:38