Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Противоречие

Противоречие (далее П) 1) диалектическое - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей, категория П занимает центральное место в материалистической диалектике: по мысли В. И. Ленина "... диалектику можно определить как учение о единстве противоположностей" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 203).

  В истории диалектики первая значительная концепция П принадлежит Гераклиту: "вечное становление", возможное только как единство противоположностей, мыслится им в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую; борьбу противоположностей Гераклит понимает как общий для всего сущего закон. Платон, воспринявший диалектические идеи элеатов (см. Элейская школа) и Сократа, развивает учение о П в своей диалектике понятий: "единое" и "множество", "покой" и "движение" и т.д. противоречивы по необходимости, по своей внутренней природе; истина достижима посредством сведения противоречащих сторон в единое и целое. Продолжением диалектической традиции осмысления противоречивости бытия и познания явилась идея тождества (единства) противоположностей, развитая Николаем Кузанским и Дж. Бруно, у которых П трактуется как внутреннее соотношение противоположностей, как их взаимопроникновение. Дальнейшее развитие учение о П получает в немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг), в особенности у Г. Гегеля, для которого основные черты П - всеобщность и объективность. Рассматривая П как "... корень всякого движения и жизненности" (Соч., т. 5, М. - Л., 1937, с. 520), Гегель показал, что процесс раздвоения единого на противоположности есть фундаментальная характеристика сущности развития. Вместе с плодотворными диалектическими моментами для гегелевского учения о П характерно отождествление П объективной действительности с логическим содержанием категории П, а также истолкование в некоторых случаях разрешения П как нейтрализации, примирения противоположностей, что было обусловлено исходными идеалистическими и метафизическими посылками его системы.

  Подлинно научная и последовательно материалистическая разработка и обоснование учения о П как универсальном принципе всякого развития принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу, а его дальнейшее творческое развитие - В. И. Ленину.

  Развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные моменты, стороны и тенденции, взаимоотношение которых характеризует ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное и составляет внутренний импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество. Диалектический принцип П отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, является относительным, преходящим, борьба же противоположностей - абсолютна, что служит выражением бесконечности процесса развития. Это обусловлено тем, что П есть не только взаимоотношение между противоположными тенденциями объекта или между противоположными объектами, но и отношение объекта к самому себе, т. е. постоянная самоотрицательность, самопротиворечивость объекта. Энгельс писал: "... если вещи присуща противоположность, то эта вещь находится в противоречии с самой собой; то же относится и к выражению этой вещи в мысли. Например, в том, что вещь остается той же самой и в то же время непрерывно изменяется, что она содержит в себе противоположность между „пребыванием одной и той же” и „изменением”, заключается противоречие" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 640).

  Противоположные стороны, моменты и тенденции в составе целого, взаимодействие которых образует П, не даны извечно в готовом и неизменном виде. Процесс возникновения различий и противоположностей имеет несколько ступеней. На первоначальной ступени, существуя еще в возможности, П выступает как тождество, содержащее несущественное различие. Следующая стадия - существенное различие в тождестве: при общей основе в объекте имеются существенные свойства, тенденции, не соответствующие друг другу. Существенное различие превращается в противоположности (наибольшее различие, полярность, антагонизм), которые, взаимоотрицая друг друга, перерастают в П Маркс отмечал: "Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения" (там же, т. 4, с. 136). Всякое развитие есть возникновение П, их разрешение и в то же время возникновение новых П

  Обладая всеобщим характером, П по-разному проявляются на различных уровнях структурной организации материи и духовной реальности: притяжение и отталкивание, положительные и отрицательные электрические заряды, соединение и разложение, ассимиляция и диссимиляция в организмах, возбуждение и торможение нервного процесса, общественное сотрудничество и социальная борьба и др. Для каждой формы движения материи существуют свои П, которые в конце концов ведут к появлению нового качества: или путем развития - к более высокой форме, или путем разрушения - к более низкой форме бытия.

  Характер П зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их взаимодействие. Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и неосновные П Внутренние П - это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например внутри данного вида животных, внутри данного организма, данного конкретного общества и т.д. Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних П, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой. Внешние П - это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т.п. При этом решающими в развитии в конечном счете являются внутренние П

  Антагонистические П - это взаимодействие между непримиримо враждебными классами, социальными группами и силами. Они возникают на основе частной собственности на средства производства и враждебности коренных интересов противоположных классов. Такого рода П разрешаются путем уничтожения данного общественного строя и создания нового. Они, как правило, заостряются до конфликта и выливаются в социальную революцию.

  Неантагонистические П, специфичные для всех общественных отношений неэксплуататорского общества, выступают как взаимодействие между классами, основные интересы и цели которых совпадают. Социалистическая революция разрешила и тем самым устранила антагонистические П, но она не ликвидировала П вообще. Социальное единство социалистического общества не означает ограничения действия закона диалектических П В условиях социализма существуют П, носящие неантагонистический характер, например между развивающимся производством и растущими потребностями, между передовым и отсталым, между научным мировоззрением и религией, между творческим мышлением и догматизмом.

  Основные П - это П, играющее решающую роль в развитии. Например, основное П современной эпохи - П между гибнущим капитализмом и утверждающейся коммунистической формацией. Основное П накладывает отпечаток на все остальные П

  П - важнейший методологический принцип, логическая форма развития познания. П, возникающие и разрешающиеся в мышлении, отражают П объективной реальности. "Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp. (соответственно.- Ред.) в более высокие формы" (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 526). Если метафизика, ограничиваясь лишь констатацией П, рассматривает противоположные стороны и тенденции противоречивого процесса изолированно друг от друга, то материалистическая диалектика исследует их противоречивое единство. Адекватное познание диалектических П предполагает синтетический подход, раскрывающий возникновение и взаимодействие противоположностей, их единство и взаимопереходы. "Условие познания всех процессов мира в их „самодвижении", в их спонтанном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 317).

  На первоначальном этапе процесса познания, когда объект воспринимается в его исходной целостности и чувственной конкретности, противоречивое единство противоположностей раскрыть невозможно. Поэтому познающий субъект начинает с мысленного расчленения изначального единства, подвергая анализу составляющие его моменты. Познание сторон П в их обособленности друг от друга и даже противоположности предполагает достижение синтеза ранее разделенных противоположностей. В результате этого преодолевается односторонность первоначального подхода к объекту, связанная с анализом одних его моментов в отрыве от других. Единство противоположностей, постигаемое на этом этапе познания, характеризует объект как внутренне расчлененное, противоречивое и в силу этого - самодвижущееся органическое целое.

  Специфической формой существования диалектических П в познании выступают антиномии, имеющие объективную основу: отражаемое в них содержание является в конечном счете моментом структуры развивающегося объективного П Познавательные антиномии служат формой теоретического воспроизведения диалектических П в научных теориях, развитие которых осуществляется в результате раскрытия и разрешения П, обнаруживающихся в предшествовавших теориях или уровнях исследования. При этом наиболее плодотворным способом разрешения антиномий, возникающих в теоретическом мышлении, является выход за их пределы, обнаружение их глубокой основы, выявление перехода одной противоположности в другую и раскрытие опосредствующих звеньев этого перехода.

  Принцип П получает идеалистическое и метафизическое истолкование в современной буржуазной философии. Иррационализм (философия жизни, экзистенциализм, "трагическая диалектика", "негативная диалектика") рассматривает П как нечто принципиально неразрешимое, как такое чисто мистическое совмещение противоположностей, которое постигается только интуицией. Позитивизм и неопозитивизм сводят П к внешнему отношению между противоположными сторонами, находящимися не в противоречивой, а соотносительной (коррелятивной) связи, что по существу влечет за собой полное отрицание принципа П

  Методологической основой ревизионистского искажения диалектико-материалистического учения о П являются механистическое истолкование диалектики и подмена ее релятивизмом. Праворевизионистские идеологи, пытаясь обосновать оппортунизм, подчеркивают момент социального единства при капитализме, пренебрегая при этом борьбой противоположностей. Вместе с тем при рассмотрении П социализма современные ревизионисты исключают или сводят на нет момент единства, выдвигая на первый план борьбу. "Левые" ревизионисты, маоисты, непомерно расширяя сферу проявления антагонистических П, рассматривают их как всеобщие, а неантагонистические П - как частный случай антагонистических. Взаимодействие противоположностей сводится ими к превращению одной в другую как взаимной перемене мест, при этом момент борьбы противоположностей неправомерно абсолютизируется, а единство игнорируется, что служит основой для крайнего волюнтаризма и субъективизма в политике. Весь ход развития науки и общества полностью опровергает подобные концепции, не имеющие ничего общего с научным, марксистским подходом в исследовании диалектики общественной жизни.

  Диалектико-материалистический принцип П, составляющий ядро диалектического метода исследования и преобразования бытия и сознания, имеет большое мировоззренческое и методологическое значение как для научного познания, так и для общественной практики, успешной борьбы за коммунизм.

  Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 23; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; "Капитал" Маркса, философия и современность, М., 1968; Нарский И. С., Проблема противоречия в диалектической логике, М., 1969; История марксистской диалектики, М., 1971; История античной диалектики, М., 1972; Ильенков Э. В., Диалектическая логика, М., 1974; Основы марксистско-ленинской философии, 3 изд., М., 1974. См. также лит. при статьях Диалектика, Диалектическая логика.

  А. Г. Спиркин.

 

  2) В формальной логике - пара противоречащих друг другу суждений, т. е. суждений, каждое из которых является отрицанием другого. П называется также сам факт появления такой пары суждений в ходе какого-либо рассуждения или в рамках какой-либо научной теории. Соответственно в формализованных языках математической логики и в основанных на них формальных системах под П понимают любую пару формул вида А и ùА (ù - знак отрицания) либо конъюнкцию таких формул А&ùА, либо, наконец, констатацию факта обнаружения доказуемости такой конъюнкции. П, полученное в результате некоторого рассуждения (или формального доказательства), служит свидетельством ложности посылок этого рассуждения (доказательства); в этом состоит известный прием опровержения суждений - т. н. reductio ad absurdum, или приведение к нелепости (см. Доказательство от противного). Точно так же П, обнаруженное в рамках какой-либо теории (содержательной или формальной - безразлично), обесценивает эту теорию и положенные в ее основу принципы (аксиомы, постулаты), свидетельствуя об их ложности (или неприемлемости в формальном случае), поскольку в такой противоречивой теории можно получить (вывести, доказать) любое суждение, выразимое на ее языке. См. Непротиворечивость, Парадокс, Противоречия принцип и лит. при этих статьях.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:19:46