Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Причинность

Причинность (далее П) генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои определяющие основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями (иногда — действиями).

  Вопрос о П непосредственно связан с пониманием принципов строения материального мира и его познания. На основе П организуется материально-практическая деятельность человека и вырабатываются научные прогнозы. Все это обусловливает остроту проблемы П в философии и науке вообще (см. Детерминизм и Индетерминизм). Проблема П тесно связана с основным вопросом философии: "субъективистская линия в вопросе о причинности есть философский идеализм..." (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 159).

  Сущностью П является производство причиной следствия. П есть внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится. Этим П принципиально отличается от др. форм связей, для которых характерен тот или иной тип упорядоченной соотнесенности одного явления другому.

  П объективна; она есть присущее самим вещам внутреннее отношение. П всеобща, т.к. нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не порождали бы тех или иных следствий.

  Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причем оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех др. случаях. Следствие, произведенное некоторой причиной, само становится причиной другого явления; последнее, в свою очередь, оказывается причиной третьего явления и т.д. Эту последовательность явлений, связанных друг с другом отношением внутренней необходимости, называется причинной или причинно-следственной цепью. Ее можно назвать "цепью причинения". Любая из цепей причинения не имеет ни начала, ни конца. Попытки найти абсолютно "первую" или "последнюю" причины означают обращение в той или иной форме к чуду, сверхъестественной силе.

  В процессе причинения происходит перенос материи и движения от причины к следствию. С этим связана другая фундаментальная черта процесса причинения — перенос структуры от причины к следствию, т. е. воспроизведение, "отображение" структуры причины в структуре следствия. Этот факт лежит в основе присущего материи свойства отражения. На основе причинного воздействия и переноса структуры по цепям причинения осуществляются все виды создания, восприятия, передачи, хранения, переработки и использования информации в технических устройствах и живых организмах. Информационный аспект процессов причинения играет особенно важную роль в социальной сфере; именно он становится здесь главенствующим, выражая существенную особенность П в социальной области.

  Неизбежность переноса материи и движения от причины к следствию ведет к тому, что уже сам факт порождения следствия определенным образом изменяет причину, что является универсальным свойством П На основе этого свойства П в ходе естественного развития материи возникают системы с обратной связью и самоорганизующиеся системы. Процесс причинения последовательно развертывается во времени. Его исходным пунктом служит формирование самой причины для действия в данных условиях. Причина во времени предшествует следствию, но вместе с тем существует более или менее длительная стадия, когда причина и следствие сосуществуют вместе и в течение которой идет процесс активного воздействия следствия на причину. То, как именно будет действовать причина и каким окажется следствие, зависит не только от природы причины, но и от характера условий, при которых развертывается действие этой причины. Условия, независимые от причины явления, превращают в действительность заключенную в причине возможность порождения следствия.

  Обоснование П и ее виды. В диалектическом материализме представление о П обосновывается на основе практики: тот факт, что человек управляет определенными природными и социальными процессами, является решающим доказательством существования П

  С развитием практики и познания раскрываются новые виды П, которые определяются природой соответствующих объектов и систем, формой движения материи.

  Классическая физика основывалась на механическом понимании П: причиной искомого состояния объекта является некоторое его исходное состояние и его взаимодействия за исследуемый отрезок времени. Предсказания солнечного и лунного затмений, времени противостояния планет и т.п. служили важным обоснованием этой концепции.

  Развитие современной физики, и прежде всего становление и развитие квантовой механики, привело к существенному видоизменению, обобщению категории П Это связано с признанием фундаментальной значимости нового класса теорий — статистических теорий, которые принципиальным образом включают в свою структуру вероятностные представления (см. Вероятностей теория, Вероятность). В классической физике предполагалось, что все связи между параметрами объекта определены в количественном отношении строго однозначно (т. н. "лапласовский детерминизм"). В структуру же статистических теорий неустранимым образом включены неопределенности и неоднозначности. Так, например, в квантовой механике определение состояния квантовой системы включает в себя неоднозначность ряда характеристик, поэтому определение будущих состояний системы также содержит неоднозначность. Вместе с тем наиболее существенные характеристики при задании состояний определяются вполне однозначно.

  Познание причин явлений направлено прежде всего на раскрытие их сущности. В этой связи принципиальное значение имеет мысль Ф. Энгельса о том, что бессмысленно настаивать на абсолютно исчерпывающем познании всех причинно-следственных связей какого-либо объекта (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 534). В рамках статистических теорий, и прежде всего в квантовой механике, П раскрывает именно существенные взаимосвязи, которые определяются однозначным образом. Познание же причин явлений, ведущих к неоднозначным связям, выходит за рамки этих теорий.

  Тот факт, что статистические теории включают в себя неоднозначность и неопределенность, по-своему был истолкован теми философскими направлениями, которые отрицают П и детерминизм. Утверждая, что статистические теории свидетельствуют о принципиальном индетерминизме и знаменуют крушение принципа П, представители позитивистской философии абсолютизировали наличие указанной неопределенности.

  Развитие новейших обобщений категории П непосредственно связано с разработкой новых классов законов — симметрии и управления. Первые выражают проникновение познания на новые фундаментальные уровни строения материи, вторые особо уделяют внимание раскрытию целенаправленности и эффективности функционирования сложных систем. В ходе этих исследований на первый план выдвигаются и разрабатываются структурно-информационные аспекты учения о П

  П есть лишь одна из форм всеобщей связи явлений. В. И. Ленин подчеркивал, что "каузальность, обычно нами понимаемая, есть лишь малая частичка всемирной связи..." (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 144). К особо важным типам связей относятся законы природы и общества. Понятие "закон" более широкое, нежели понятие "П". Если П соединяет только причину и ее следствие, то закон может соединять не только причины с их следствиями, но и, например, разные следствия той же самой причины, разные стороны одного и того же следствия, порожденного данной причиной, и др. связи.

  П никогда не реализуется в "чистом" виде, освобожденном от присутствия др. форм связи, и только в абстракции может быть отделена от них. Но такая абстракция необычайно плодотворна и эффективна, потому что помогает вскрыть П как основу, на которой складывается вся система многообразных явлений природы и общества. Конечно, когда причинная связь раскрыта, мышление должно вновь вернуться к целостной картине и как бы вплести П в сложную сеть многообразных взаимозависимостей.

  В ходе развития современной науки раскрывается все большее многообразие форм связи явлений, выражающихся в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера. На основе такой тенденции у некоторых философов и ученых стало складываться ошибочное впечатление, будто вообще изучение причинных связей, отношений порождения отступило на задний план и уже не составляет существенной задачи научного исследования. П как бы перестает "работать" и приносить необходимые результаты. Так, английский философ и математик Б. Рассел пришел к выводу, разделяемому рядом др. философов, будто "старое" философское понятие П утратило смысл, а реально П совпадает с любым законом, позволяющим делать какой-либо вывод по одной группе явлений о другом явлении (см. "Человеческое познание", М., 1957, с. 362, 486). Однако это расширительное толкование П ведет к потере ее самых основных специфических черт.

  Существуют также представления, сближающие П с фатализмом или даже отождествляющие их, что используется в двух взаимно исключающих целях — либо для оправдания фатализма, либо для критики П, как якобы ведущей к телеологии или родственной ей. Но оба эти подхода несостоятельны. Если в диалектическом учении о П явления понимаются как необходимо связанные между собой по своей внутренней природе, то для фатализма явления сами по себе никак не связаны друг с другом; необходимость лежит за их пределами и действует помимо них, подчиняясь неотвратимому сверхъестественному року. Учение же о П, напротив, не утверждает, что нечто порождаемое причиной произойдет при всех условиях с неотвратимостью. Изменяя условия, можно изменить и следствия данной причины; создавая условия, при которых возникают противоборствующие причинные тенденции, можно даже пресекать ранее сложившийся ход событий, останавливать действие прежней причины и создавать новые возможности. Указывая на те или иные возможности, П дает реальную опору для человеческой свободы.

  Однолинейное механическое понимание П было не в состоянии опровергнуть телеологию, поскольку целый ряд фактов не укладывался в рамки такой П Трудности причинного объяснения в этом случае привели к альтернативе: "либо причинность, либо телеология". Эта альтернатива была преодолена только тогда, когда теория П стала опираться на представление о ее диалектической природе, включающей идею об обратной связи и целенаправленности функционирования сложных систем. Эти представления получили дальнейшую разработку в ходе развития общей теории управления. То, что движет систему к определенному состоянию, — не фиктивная "целевая причина", а воздействие вполне реальных конкретных материальных факторов, характеризующих строение и динамику сложноорганизованных систем.

  Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн, собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, Философские тетради, там же, т, 29: Бом Д., П и случайность в современной физике, пер. с англ., М., 1959; Фролов И. Т., О причинности и целесообразности в живой природе, М., 1961; Бор Н., физика и человеческое познание, пер. с англ., М., 1961; Бунге М., П, пер. с англ., М., 1962; Гейзенберг В., Физика и философия, пер. с нем., М., 1963; Борн М., Физика в жизни моего поколения. Сб. пер. ст., М., 1963; Бриллюэн Л., Научная неопределенность и информация, пер. с англ., М., 1966; Кузнецов И. В., Категория причинности и ее познавательное значение, в сборнике: Теория познания и современная наука, М., 1967; Свечников Г. А., П и связь состояний в физике, М., 1971; На пути к теоретической биологии, пер. с англ., М., 1970; Омельяновский М. Э., Диалектика в современной физике, М., 1973; Современный детерминизм. Законы природы, М., 1973. См, также лит. при статьях Закономерность общественная, Исторический материализм.

  И. В. Кузнецов, Ю. В. Сачков.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 02:25:56