Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Аэровокзал

Аэровокзал (далее А) здание для обслуживания пассажиров возд. транспорта в аэропортах. Основное сооружение пассажирского комплекса (рис. 1), расположенного в центральной зоне аэропорта; в его состав входят: привокзальная площадь со стоянками городского транспорта, перрон со стоянками самолетов, здания перронно-технических служб; цех приготовления бортового питания, гостиница, командно-диспетчерский пункт. Как правило, эти здания и сооружения объединяются со зданием А Различают А внутренних и международных линий. Обслуживание пассажиров в А включает: продажу и регистрацию билетов; прием, оформление, комплектование по рейсам и выдачу багажа; информацию об отправлении и прибытии самолетов: почтовые, бытовые, медицинские и прочие услуги. В А международных линий осуществляются также пограничный паспортный контроль и таможенный досмотр багажа. В зависимости от назначения все помещения А объединены в 3 группы: пассажирские (операционные залы, залы ожидания и посадки, торговые залы кафе и ресторана); вспомогательного назначения (багажные помещения, комнаты матери и ребенка, отделение связи и т. д.); служебно-эксплуатационные (помещения службы перевозок, инженерно-технического оборудования и др.). Размеры А зависят от установленного для данного аэропорта объема пассажирских перевозок. При определении площади помещений А учитывают также необходимость обслуживания посетителей, сопровождающих пассажиров, из расчета 30—40% от числа пассажиров.

  Для лучшего обслуживания населения больших городов и разгрузки А аэропортов сооружаются городские А в пунктах, удобно связанных с аэропортом городским транспортом. Первые А были построены в странах Зап. Европы в 1922—23 (в аэропортах Париж-Бурже, Берлин-Темпельхоф). Строительство А получило значительное развитие после 2-й мировой войны в связи с совершенствованием и обновлением парка пассажирских самолетов, а в СССР — особенно после 1958, с вводом в эксплуатацию скоростных многоместных самолетов Ту-104, Ил-18, Ан-10, Ту-114.

  Практика проектирования и строительства А в СССР обширна и разнообразна. Разветвленность сети авиалиний дает возможность применять типовые проекты А с расчетной пропускной способностью 50, 100, 200 и 400 пассажиров в час. Более крупные А — от 600 до 3000 пассажиров в час (например, А в аэропорту Домодедово под Москвой, рис. 2), а также строящиеся в особых условиях (в северных и сейсмических районах) — проектируются индивидуально.

  Архитектурно-планировочное решение современных А подчинено технологической схеме обслуживания пассажиров, организации их посадки в самолеты. Основным помещением является операционный зал, площадь и характер оборудования которого определяют пропускную способность здания А Объемно-планировочная структура пассажирских помещений должна соответствовать принятой для данного А схеме планировки перрона. При большой интенсивности движения самолетов, особенно многоместных, для сокращения времени стоянки самолета, обеспечения безопасности и создания удобств пассажирам планировка А предусматривает устройство наземных или подземных переходных галерей и специальных павильонов, связанных с самолетами стационарными крытыми трапами на уровне 2-го этажа здания А Планировка А должна быть четкой, исключать пересечения и встречи массовых потоков пассажиров и принятого к перевозке багажа, лишние спуски и подъемы, обеспечивать возможность самостоятельной ориентировки пассажиров на пути к самолетам (и от самолетов). Архитектурная выразительность современных А достигается применением большепролетных и металлических конструкций, эффективных стеновых материалов, витражей и т. д. (А аэропорта Домодедово, 1965, арх. Г. А Елькин, Г. В. Крюков, В. Г. Локшин, инж. Н. И. Ирмес, Б. И. Журавлев, А А Арнольд). Ритм повторяющихся унифицированных металлических и сборных конструкций, открытых в интерьере и легко читаемых на фасаде, создает впечатляющий художественный эффект. Архитектурно-пространственная композиция отдельных А связана с поисками новых форм, пластически выражающих многообразные конструктивные возможности монолитного (А в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке, 1962, арх. Э. Сааринен).

  Лит.: Локшин В., Согомонян Н., Берлин Ю., Аы аэропортов. Типы зданий, М., 1966; Голубев Г. Е., Анджелини Г. М., МодоровА Ф., Современные вокзалы..., М., 1967; Haas Е., Moderne Flughafen fur den zivilen Luftverkehr, ., 1962; Kohl ., Moderner Flughafenbau, ., 1956.

  Л. И. Горецкий, В. Г. Локшин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.05.2024 22:09:23