Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Подтекст

Подтекст (далее П), подспудный, неявный смысл высказывания, художественного повествования, драматической реплики, второй план сценической роли, дающие о себе знать косвенным образом. Основан на свойстве разговорной речи, где в зависимости от речевой ситуации, намерений и экспрессии говорящего прямые лексические значения слов и предложений перестают определять внутреннее содержание речи и даже вступают с ним в противоречие. П - тот комплекс мыслей и чувств, который скрыт под словами текста. Средствами обнажения П могут быть намекающие реплики (нередко повторяющиеся как лейтмотив), различные качества звучания речи (интонация, пауза и т.д.), свидетельствующие о "подводном" течении действия (например, в "Трех сестрах" А. П Чехова за вопросом Маши, любил ли доктор ее мать, следует: "Чебутыкин (после паузы): Этого я уже не помню"); подчеркнутые сопоставления разных по содержанию и звучанию речевых, сюжетных, сценических ситуаций (например, совмещение внешне незначащей беседы персонажей с их внутренним напряженным спором, время от времени прорывающимся наружу в пьесе М. Метерлинка "Пелеас и Мелисанда", в рассказе Э. Хемингуэя "Белые слоны"). Понятие "П" было осмыслено на Западе Метерлинком (под названием "второй диалог" в книге "Сокровище смиренных", 1896), в России - Чеховым и основателями МХАТа К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (см., например, предисловие Немировича-Данченко к книге Н. Эфроса "“Три сестры”. Пьеса А. П Чехова в постановке МХТ", П, 1919). В системе Станиславского П приобрел значение психологического, эмоционально-волевого начала сценической речи.

  В. А. Калашников.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 10:08:33