Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Перспектива

Перспектива (далее П) (франц. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу), система изображения объемных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удаленность отдельных их частей от наблюдателя.

  Возникновение понятия о П связано с развитием оптики и различных видов искусства, в первую очередь живописи. Художники первобытного мира и древнего Востока, создавшие ряд приемов для характеристики взаимного расположения предметов (ярусная композиция, контрастное сочетание фронтальных и профильных видов и т.д.), подчиняли их не единой соотнесенной со зрителем шкале, а условно-символической схеме. Тяготение к унификации пространства с помощью П появляется в искусстве Древней Греции (с 6 в. до н. э.). Впервые правила П упоминаются в трактате греческого математика Евклида "Оптика" (3 в. до н. э.), а римский архитектор Витрувий относит практическое ее применение в театральной декорации ко времени Эсхила (6—5 вв. до н. э.); он же пишет о несохранившихся трактатах Анаксагора и Демокрита о П Об античной перспективной живописи можно судить, например, по фрескам "2-го помпеянского стиля" (около 80 до н. э.— около 30 н. э.) с построениями, весьма близкими к центрально-перспективным (то есть имеющими один центр проекции); наряду с этим в античности широко используется система, подразумевающая несколько точек схода, расположенных на одной вертикальной оси (так называемая рыбья кость). В позднеантичном и средневековом искусстве интерес к систематической разработке проблем П в целом пропадает, но нередко применяется способ так называемой обратной П, состоящий в увеличении отдельных предметов по мере их удаления и синтетически объединяющий несколько точек зрения. Последовательная, математически обоснованная система П, рассчитанная на фиксированную, "антропоцентрическую" точку зрения, складывается в период итальянского кватроченто (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберта, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло); значительный вклад в эмпирическую и научную разработку П внесли также северно-европейские мастера (братья Х. и Я. ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной П (то есть исследовал влияние воздуха на четкость очертаний предметов, а также на их цвет в зависимости от расстояния). Несмотря на то, что в последующие эпохи конкретная связь между научной теорией и художественной практикой П утрачивается (если не считать мастеров перспективной живописи), а учение о П в целом становится частью начертательной геометрии (в этом отношении особенно важны труды французских математиков Ж. Дезарга (17 в.) и Г. Монжа (18 в.)), перспективная структура остается органической частью живописного или скульптурно-рельефного образа у мастеров, тяготеющих к объективной, научно обоснованной передаче реальной пространственной среды. Искусство Востока не знало оптико-математического обоснования проблем П, хотя и породило ряд эмпирических систем; такова, например, типичная для живописи Китая и Японии параллельная П, которую условно можно считать построением с бесконечно удаленным центром проекции.

  С точки зрения геометрии П — способ изображения фигур, основанный на применении центрального проектирования (см. Начертательная геометрия, Проекция). Для получения перспективного изображения какого-либо предмета проводят из выбранной точки пространства (центра П) лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту поверхность, на которой желают получить изображение. В пересечении проведенных лучей с поверхностью получают искомое изображение предмета; на рис. 1 — перспективное изображение предмета на плоскости (линейная П), на рис. 2 — на внутренней поверхности цилиндра (панорамная П), на рис. 3 — на внутренней поверхности сферы (купольная П). Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в так называемых точках схода, а параллельных плоскостей — в линиях схода.

  Общий способ построения П сложных объектов (ортогональные проекции которых заданы) на вертикальной (см. рис. 4) и наклонных плоскостях основан на теореме проективной геометрии о соответствии четырех точек. На объекте выбирают две взаимно перпендикулярные плоскости, и на каждой из них намечают прямоугольник. Затем по правилам начертательной геометрии строят П этих прямоугольников (на рис.— abcd и adef — П соответствующих прямоугольников объекта). Точки 1, 2 и 3 пересечения продолжений сторон прямоугольников являются точками схода (3 бесконечно удаленная точка). Соединяя точки пересечения диагоналей построенных прямоугольников с точками схода, находят в пересечении полученных прямых со сторонами прямоугольников П середин их сторон (на рис. точка g — П середины G стороны AB). Для построения других точек объекта, например точки М на прямой AB, намечают произвольную точку О и проводят лучи Oa, Ob и Od. С ортогонального чертежа на отдельную полоску бумаги переносят точки А, В, G и M и укладывают ее на изображение так, чтобы точки А, В и G оказались на лучах Oa, Ob и Od. П точки М (точка m) получается проектированием точки М из точки О на прямую ab. Аналогично выполняются построения П на наклонной плоскости.

  В теории линейной П большое значение имеет изучение искажений, возникающих в периферийных частях картины вследствие значительных отклонений проектирующих лучей от перпендикулярного положения к плоскости, на которой построено изображение.

  Лит.: Рынин Н. А., Начертательная геометрия. П, П, 1918; Глаголев Н. А., Начертательная геометрия, 3 изд., М., 1953; Барышников А. П, П, 4 изд., М., 1955; Кузнецов Н. С., Начертательная геометрия, М., 1969; Panofsky Е., Die Perspektive als "symbolische Form", в кн.: Vorträge der Bibliothek Warburg, 1924—25, Lpz.-., 1927, . 258—330; Gioseffi D., Perspectiva artificialis..., (Trieste); 1957; White J., Birth and rebirth of pictorial space, 2 ed., L., 1967.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 02:57:47