Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Пентатоника

Пентатоника (далее П) (от греч. pénte — пять и tónos — тон), звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах октавы. Основной тип П— бесполутоновая (ангемитонная, натуральная; также "китайская" или "шотландская" гамма). Ее звуки могут быть расположены по чистым квинтам. В этом звукоряде между соседними ступенями возможны только два интервала — малая терция и большая секунда. Для П характерны бесполутоновые трехступенные попевки — трихорды (например, ми — соль — ля). Из-за отсутствия полутонов П не свойственны острые ладовые тяготения. Звукоряд П не выявляет определенного тонального центра, поэтому функции главного тона может выполнять любой из пяти звуков. Отсюда пять различных вариантов звукоряда П при одном и том же звуковом составе:



  П — одна из закономерных стадий в развитии музыкального мышления (советский музыковед Г. Л. Катуар называл ее протодиатоникой). Поэтому П (или ее рудименты) встречаются в древнейших пластах музыкального фольклора различных народов. В своем чистом виде П распространена в музыке Китая, Вьетнама, др. стран Востока, в СССР — у татар, башкир, бурятов и др. Элементы пентатонного мышления свойственны и древнейшим русским народным песням.



Танец мотыльков. Песня народов тхай (Вьетнам).



А. К. Лядов. 50 песен русского народа. Свадебная.

  Лит.: Козлов И. А., Пятизвучные бесполутонные гаммы в татарской и башкирской народной музыке и их музыкально-теоретический анализ, "Изв. общества археологии, истории и этнографии при Казанском гос. университете", 1928, т. 34; Гиршман Я., П и ее развитие в татарской музыке, М., 1960; Квитка К. В., Ладовые системы в музыке славян и соседних народов, в его кн.: Избр. труды, т. 1. М., 1971; Riemann ., Folkloristische Tonalitätsstudien, Lpz., 1916.

  Ю. Н. Холопов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 20:51:08