Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ортега-и-Гасет Хосе

Ортега-и-Гасет (далее О) (Ortega у Gasset) Хосе (9.5.1883, Мадрид, — 18.10.1955, там же), испанский философ-идеалист, публицист и общественный деятель. Сын литератора. Окончил Мадридский университет, затем изучал философию в университетах Лейпцига, Берлина и Марбурга. В 1910—36 возглавлял кафедру метафизики Мадридского университета. Активно выступал как журналист: был основателем и сотрудником журнала "España" (1915—24), "El Sol" (1916—37) и др.; издававшийся им общественно-политический ежемесячник "Revista de Occidente" (1923—1936) пользовался мировой известностью. Антимонархист; в 1931—33 депутат первых республиканских кортесов; один из основателей "Республиканского объединения интеллигенции" (1931). С началом гражданской войны (1936) эмигрировал в Латинскую Америку; в 1945 вернулся в Европу, в 1948 — в Испанию, где под его руководством был основан институт гуманитарных наук. До конца жизни оставался открытым противником франкизма.

  Философские взгляды О.-и -Г. складывались под влиянием марбургской школы неокантианства (Г. Коген). Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры он стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историческом бытии, которое он вначале в духе философии жизни (особенно Г. Зиммеля и М. Шелера) трактовал антропологически, затем под влиянием немецкого экзистенциализма (М. Хайдеггер) — как духовный опыт непосредственного переживания, как "вслушивание" в жизнь с помощью "жизненного разума" (свой синтез различных философских концепций О.-и-Г. называл "рациовитализмом").

  В социологии наибольшую известность получило сочинение О.-и-Г. "Восстание масс" (1929—30). Исходя из противопоставления духовной "элиты", творящей культуру, и "массы" людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, он считает основным политическим феноменом 20 в. идейно-культурное разобщение "элиты" и "масс", а следствием этого — общую социальную дезориентацию и возникновение "массового общества". В эстетике выступал как теоретик модернизма ("Дегуманизация искусства", 1925). Оказал большое влияние на философскую и общественную мысль Испании, особенно в 1910—1920-е гг., а также на европейскую буржуазную социологию (главным образом в постановке проблем "массового общества" и "массовой культуры").

  Соч.: Obras completas, v. 1—11, Madrid, 1953—70; Obras ineditas, v. 1—7, Madrid, 1957—62; El espectador, v. 1—8, Madrid, 1960—63; в рус. пер. — Дегуманизация искусства, в кн.: Современная книга по эстетике, М., 1957.

  Лит.: Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966; Бондаренко Н. Д., Некоторые аспекты проблемы человека в философии Ортега-и-Гассета, в кн.: Историко-философский сборник, М., 1968; Долгов К. М., Философия культуры и эстетика Xoce Ортеги-и-Гассета, в кн.: О современной буржуазной эстетике, в. 3, М., 1972; Ferrater Mora J., Ortega у Gasset: an outline of his philosophy, L., 1956; Abellan J. L., Ortega у Gasset en la filosofía espanola, Madrid, (1966); Morón A. ., El sistema de Ortega у Gasset, Madrid, 1968; Aguado E., Ortega у Gasset, Madrid, 1970.

  В. С. Муравьев.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 13:01:16