Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Оратория

Оратория (далее О) (итал. oratorio, от позднелат. oratorium - молельня, лат. oro - говорю, молю), крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. О близка к кантате, от которой отличается большими масштабами и наличием определенного сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16-17 вв.; на формирование О оказали влияние жанры оперы и мадригала. О с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических мотетов, О с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. Эти помещения назывались О, откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.; к началу 18 в. она была почти вытеснена О с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О с текстом на итальянском языке - Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. в итальянской О все большее значение приобретают сольные разделы - речитативы и арии да капо; О сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О писали многие итальянские оперные композиторы - А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская О, возникает особая форма О - т. н. "страсти".

  Большой вклад в развитие жанра внесли О, написанные в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем; в них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические О на библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ ("Израиль в Египте", "Мессия", "Самсон", "Иуда Маккавей"); Генделю принадлежат и О на тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха - т. н. "Рождественская оратория". Важный этап в развитии О связан с творчеством И. Гайдна; его О, написанные в конце 18 в. ("Сотворение мира" и "Времена года"), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. О создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман ("Рай и пери"), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. - А. Онеггер ("Жанна д"Арк на костре"), Э. Г. Мейер ("Мансфельдская оратория").

  1-я русская О относится к 1811 ("Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва" Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. О стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских О - "Емельян Пугачев" Коваля, "Сказание о битве за русскую землю" Шапорина, "На страже мира" Прокофьева, "Патетическая оратория" Свиридова, "Девушка и смерть" Галынина.

  Лит.: Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., О и кантата, М., 1960; Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Blanchi L., grandi dell" oratoria, Mil., 1964.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 16:31:13