Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Омар Хайям Гиясаддин Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим

Омар Хайям (далее О) Гиясаддин Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим (около 1048, Нишапур, — после 1122, там же), персидский и таджикский поэт, математик и философ. Большую часть жизни провел в Балхе, Самарканде, Исфахане и др. городах Средней Азии и Ирана. В философии был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Математические сочинения О. Х., дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося ученого. В трактате "О доказательствах задач алгебры и алмукабалы" он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно. Трактат "Комментарии к трудным постулатам книги Евклида" содержит оригинальную теорию параллельных. В трактате "Об искусстве определения количества и в состоящем из них теле" рассмотрена известная классическая задача, решенная Архимедом. Всемирную известность принес О. Х. как поэту цикл четверостиший ("Рубаийат"). Наукой еще не решен вопрос, какие из приписываемых О. Х. четверостиший доподлинно принадлежат ему. Более или менее твердо можно признать атрибуцию 66 рубай, содержащихся в наиболее древних списках. Разительно выделяясь из общего русла развития персидской лирики, поэзия О. Х. лишена вычурности образов, красивости; она функционально связана с кругом мотивов его философии, который четко ограничен: трава, произрастающая из праха умерших, символизирует мысль о вечном круговороте материи; гончар, гончарная мастерская и кувшины — взаимоотношения между творцом, миром и индивидом; культ вина, прославление вольнодумца-гуляки и отрицание загробной жизни позволяют поэту резко полемизировать с официальными религиозными догмами. Стиль О. Х. предельно емкий, лаконичный, изобразительные средства просты, стих чеканный, ритм гибкий. Основные идеи — страстное бичевание ханжества и лицемерия, призыв к свободе личности. В средне-вековой персидской и таджикской поэзии О. Х. — единственный поэт, в стихах которого лирический герой в значительной мере выступает как автономная личность. Поэт поднялся до отчуждения лирического героя от царя и бога; герой этот, бунтарь и богоборец, противник насилия, подвергает сомнению религиозную догму о божественно-разумном устройстве мира. Однако в творчестве О. Х. немало сложных и противоречивых проблем. С этим связана и противоречивая трактовка его рубай у различных исследователей.

  Соч.: Робаяййате Хаййам, Тегеран, 1335 с. г. х. (1956); Коллийате асаре парсийе хакиме Омаре Хаййам, Тегеран, 1338 с. г. х. (1959); в рус. пер. — Трактаты. (Пер. Б. А. Розенфельда. Вступ. ст. и коммент. Б. А. Розенфельда и А. П. Юшкевича), М., 1961; Рубайят.(Пер. и вступ. ст. В. Державина), Душанбе, 1965; Рубайят. (Пер. Г. Плисецкого), М., 1972.

  Лит.: Морочник С. Б., Розенфельд Б. А., О — поэт, мыслитель, ученый, (Душанбе), 1957; Алиев Р. М., Османов М.-Н., О, М., 1959; Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П., О, М., 1965; Swami Gowinda Tirtha, The nectar of grace. Omar Khayyam"s life and works, Allahabad, (1941); Али Дашти, Дами ба Хаййам, Тегеран, 1348 с. г. х. (1969); его же, search of Omar Khayyam, L., 1971.

  М.-Н. О. Османов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 14:59:58