Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Окказионализм

Окказионализм (далее О) (от лат. occasio, род. падеж occasionis — случай, повод), направление в западно-европейской философии 17 в., идеалистически решавшее поставленный дуалистической философией Р. Декарта вопрос о взаимоотношении души и тела. Представителями О являлись И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Мальбранш и др. Неспособность картезианского дуализма (см. Картезианство) объяснить факты воздействия души на тело и на оборот (см. Психофизическая проблема) послужила исходным пунктом О, утверждавшего принципиальную невозможность взаимодействия души и тела. То, что представляется телесной причиной какой-либо мысли или волевого акта, в действительности, по учению О, есть не более чем "повод" для истинной "действующей" причины, какой может быть только бог. Взаимодействие тела и духа О объявлял результатом непрерывного "чуда" — прямого вмешательства божества в каждом отдельном случае. Идеалистическую переработку картезианства завершил Мальбранш, который выступил с утверждением невозможности влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В философии Г. Лейбница О был переработан в учение о предустановленной гармонии.

  Лит.: Введенский А. И. Декарт и окказионализм, Берлин — П. — М., 1922; Быховский Б. Э., Философия Декарта, М. — Л., 1940, с. 138—48; Lenoble R., Mersenne ou la naissance du mecanisme, ., 1943 (отрывки из соч. окказионалистов и лит.); Balz A., Cartesion studies, . ., 1951; Callot E., Probléemes du cartesianisme, Cardet-Annecy, 1956.

  В. В. Соколов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 22:56:01