Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Натюрморт

Натюрморт (далее Н) (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мертвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально —тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) — один из основных компонентов образной системы жанра Н Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода), в Н изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь,— рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ — насекомых, птиц, зверей, даже людей — может иногда входить в Н, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в Н вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта. Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объемов, фактуре поверхности проблемам изображения. Цели Н как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к естествоиспытательски точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию Н, а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в Н имеет самостоятельное художественное значение; художник может создать в Н емкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом. В историческом развитии Н, в его меняющемся в разные эпохи содержании специфически отражается социальная обусловленность искусства в целом.

  Нные мотивы как детали композиций, декоративные и символические изображения вещей встречаются уже в древневосточном, античном и средневековом искусстве. Элементы Н, в которых можно видеть композиционно-тематические прообразы его развитых типов, входят в древнеримские фрески и мозаики начиная с 1 в. Применительно к классическому восточному, в частности китайскому и японскому, искусству трудно говорить о собственно Н: форма художественного видения и система жанров существенно отличались здесь от европейских. Отчасти с жанром Н сопоставимы произведения так называемого жанра "цветы и птицы", а также отдельные изображения фруктов (Цуй Бо, 2-я половина 11 в., Му-ци, 13 в. — в Китае; Огата Корин, 2-я половина 17 — начало 18 вв. в Японии).

  Рождение Н как самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвленной системы жанров. Уже в произведениях итальянских и особенно нидерландских мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру, привязанность к конкретно-чувственной красоте вещей, образы которых вместе с тем порой сохраняют символическое значение, часто присущее изображению предметов в средневекового искусстве. Историю Н как жанра станковой живописи, и в частности его типа "trompel"oeil" ("обманка"), открывает "Н" итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов. Однако распространение жанра Н приходится на 2-ю половину 16 — начало 17 вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира. В картинах нидерландца Питера Артсена и его последователей, иногда еще религиозных по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари. Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Я. Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика. 17 в. — эпоха расцвета Н Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных школ живописи. Становление итальянского Н в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым, "низким" мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюрмортистов. Излюбленные темы мастеров итальянского Н (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.) — цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги. В целом итальянскому Н присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира. Традиции караваджизма ощутимы и в испанском Н с его любовью к отточенной пластике формы, выявленной контрастами светотени. Изображения вещей (часто обыденных) в испанском Н отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешенностью от быта (Х. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском Н Для него характерны внимание к живописной разработке световой среды, к разнообразию фактуры различных материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя — от изысканно скромного колорита "монохромных завтраков" В. Хеды и П. Класа до напряженно-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа ("десерты"). Голландский Н отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме "завтраков" и "десертов", "рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. де Хем), "битая дичь" (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический Н "vanitas" ("суета сует") и др. Голландский вариант термина "Н" — "stilleven" (первоначальный смысл — "неподвижная модель") — возник только в конце 17 в., объединив все эти разновидности. Фламандский Н (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны; это — гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В 17 в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Вожен) Н С конца 17 в. во французском Н восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. Рядом с Н цветов (Ж. Б. Моннуайе и его школа), охотничьим Н (А. Ф. Депорт и Ж. Б. Удри) лишь изредка появляются образцы бытового Н Но в 18 в. во работает один из самых значительных мастеров Н — Ж. Б. С. Шарден, чьи произведения выделяются особой глубиной содержания, свободой композиций и богатством колористических решений. Его образы мира повседневных вещей демократичны по своей сути, интимны и человечны, словно согреты поэзией домашнего очага. В середине 18 в. возник термин "nature morte", который отразил пренебрежительное отношение к Н со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.). Но передовое искусство разрушало академическую иерархию жанров, тормозившую развитие Н Композиционные штампы Н изживались, и заново оценивались закономерности этой картинной формы. В 19 в. судьбы Н определяют ведущие мастера живописи, работающие во многих жанрах и вовлекающие Н в борьбу эстетических и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане и импрессионисты во эпизодически обращавшиеся к Н). Вместе с тем 19 в. долго не выдвигал в Н крупных мастеров, специализирующихся именно в этом жанре. На фоне рутинного салонного Н 2-й половины 19 в. выделяются, в общем, традиционные работы француза А. Фантен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно возродившего тип "trompel"oeil". Подъем Н связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем. В конце 19 в. экспрессивные возможности Н вплоть до остродраматического выражения социальной и нравственной позиции художника воплощаются в творчестве голландца В. ван Гога. Пластическое совершенство живописи, верной как природе, так и высоким идеалам картины, возрождает в Н француз П. Сезанн. Этот жанр становится принципиальным для его творческой концепции, оказавшей большое влияние на развитие Н (как и живописи в целом) в искусстве 20 в. С начала 20 в. Н является своего рода творческой лабораторией живописи. Во мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обостренного выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, Х. Грис и др.), используя заложенные в специфике Н аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Проблемы (или же мотивы) Н привлекают и мастеров более поздних течений — от художников, в разной мере сочетающих ориентацию на классическое наследие с новыми открытиями в живописи (Пикассо во А. Канольдт в Дж. Моранди в Италии), до представителей сюрреализма и "поп-арта", чьи произведения в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра Н Реалистические традиции Н (нередко с подчеркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

  В русском искусстве Н появился в 18 в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. Н Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русском Н носит эпизодический характер. Его некоторый подъем в 1-й половине 19 в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во 2-й половине 19 в. к Н этюдного характера лишь изредка обращаются И. Н Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подобное положение Н в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение Н-этюда возрастает на рубеже 19 и 20 вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского Н приходится на начало 20 в. К его лучшим образцам относятся: импрессионистические по своим истокам, но по-разному обогащенные новыми художественными веяниями работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря, М. Ф. Ларионова; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников "Мира искусства" (А. Я. Головин и др.): романтизированно-приподнятые и остродекоративные образы П. В. Кузнецова, Н Н Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и др. живописцев круга "Голубой розы"; яркие, пластичные Н мастеров "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н С. Гончарова) с их культом единства цвета и формы и пафосом самого процесса интерпретации натуры. Развиваясь в общем русле искусства социалистического реализма, советский Н обогащается новым содержанием. В 20—30-х гг. он включает и почти философское осмысление современности в обостренных по постановке и композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и попытки осязаемо обрести отвергнутую беспредметниками вещь через эксперименты в области фактуры (Д. П. Штеренберг, Н И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия плодов земных, снеди, утвари (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Сарьян, А. А. Осмеркин и др.), и поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н А. Тырса и др.). Сюжетно-бытовой Н разрабатывается с 30-х гг. Ю. И. Пименовым. В 40—50-е гг. в области Н работают А. М. Герасимов, П. В. Кузнецов. В 60—70-е гг. как натюрмортисты выступают А. Ю. Никич, В. Ф. Стожаров. Среди мастеров Н в союзных республиках выделяются М. А. и Е. А. Асламазян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Н И. Кормашов в Эстонии.

  Лит.: Виппер Б. Р., Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; Щербачева М. И., Н в голландской живописи, Л., 1945; Кузнецов Ю. И., Западноевропейский натюрморт, Л.—М., 1966; Глозман И. М., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.: Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, М., 1968, с. 53—71; Ракова М. М., Русский натюрморт конца 19 — начала 20 века, М., 1970; Пушкарев В. И., Пружан И. Н, Русский и советский натюрморт, М.—Л., 1971; Furst Н, The art of still-life painting, L., 1927; Sterling. Ch., nature morte. De l"antiquité a nos jours, ., 1952; Bergström ., Dutch still-life painting in the seventeenth century, L., 1956; Faré М., nature morte en France. Son histoire et son évolution du 17 au 20 siècle Gen., 1962.

  И. С. Болотина.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 08:36:05