Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Народное стихосложение

Народное стихосложение (далее Н)русское, стихосложение русской устной народной поэзии (см. Народное творчество). В Народное стихосложение различаются три основных типа: 1) говорной стих — употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т.п.; это текст, четко расчлененный на зарифмованные речевые отрезки, обычно со смежными рифмами, без четкой ритмической организации ("Ложкой кормит, а стеблем глаз колет", "Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал"). 2) Речитативный, напевный стих — употребителен в былинах (см. Былинный стих), исторических песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях; он нерифмованный, с окончаниями женскими или чаще дактилическими (см. Клаузула), имеет сложное и до сих пор не вполне исследованное ритмическое строение. Наиболее частый размер — 3-ударный (3-иктный), развившийся, по-видимому, из общеславянского 10-сложного стиха; промежутки между сильными местами (иктами) здесь колеблются от 1 до 3 слогов, так что строки этого размера в изолированном виде могут звучать и как хореи ("Как во славном было городе во Киеве"), и как анапесты ("Как во славном во городе Киеве"), и как дольники ("Как во славном городе Киеве"), и как тактовики ("Как во славном во городе во Киеве"). У разных сказителей этот размер обладает различной степенью строгости и разнообразия. Реже употребляются размеры 2-ударный (например, в былине о Щелкане) и 4-ударный (в некоторых исторических песнях). 3) Песенный стих — употребителен в лирических песнях; колеблется между сравнительно строгим строением (4-стопный или 6-стопный хорей) и очень сложными вариациями (зависящими от напева), законы которых до сих пор не вполне исследованы. Несколько более прост стих частушечных и плясовых песен, имеющий вид дольника на хореической основе. В литературном стихе говорной тип народного стиха лег в основу досиллабического стихосложения 17 в. и сохранялся в 18 в. в стихе интермедий и интерлюдий, в 19 в. в стихе "Сказки о попе и о работнике его Балде" А. С. Пушкина, в 20 в. у Демьяна Бедного; речитативный тип воспроизводился в "Песнях западных славян" Пушкина, "Песне про царя Ивана Васильевича..." М. Ю. Лермонтова и т.д.; имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у советских поэтов.

  Лит.: Востоков А. Х., Опыт о русском стихосложении, СПБ, 1817; Штокмар М. П., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952; Квятковский А., Народный стих, в его кн.: Поэтический словарь, М., 1966; Бобров С. П., Русский тонический стих с ритмом неопределенной четности..., "Русская литература", 1967, № 1, 1968, № 2; Trubetzkoy ., Three philological studies, Ann Arbor, 1963; Jakobson R., Slavic epic verse, в его кн.: Selected writings, v. 4, "s-Gravenhage, 1966.

  М. Л. Гаспаров.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 01:55:33