Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мотет

Мотет (далее М) (франц. motet, уменьшительное от mot — слово, изречение, заповедь), жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Первоначально М представлял собой двухголосное музыкальное произведение, в котором к голосу, основанному на напевах католической службы (см. Григорианский хорал), присоединялся новый голос. Этот голос получил название М, которое перешло и на все произведение. Позднее появились 3-голосные и 4-голосные М Голоса, добавленные в них к основному, были мелодически более богатыми. Их подтекстовка, вначале варьировавшая подтекстовку основного голоса, приобретала все большую самостоятельность; появились М, в которых сочетались религиозные и светские юмористические, шуточные тексты, тексты на разных языках. Партия основного голоса нередко поручалась инструменталисту. В дальнейшем в М начинают применяться имитация и каноническое изложение (см. Канон). С 15 в. М называется любое вокальное произведение, более развитое и торжественное сравнительно с песней. В 16 в. в мотетах О. Лассо, Дж. Габриели, Палестрины вырабатывается стиль чисто вокальной (без привлечения инструментов) хоровой полифонии. Во французском М 16 в. господствует хоральный склад. В Италии в 17 в. возникает сольный М с генерал-басом. Вершина развития жанра — мотеты И. С. Баха, углубившего тип хорового М и приблизившего его к кантате.

  В 19 в. М культивируется как хоровое произведение на текст серьезного характера, порой включающий религиозные мотивы (Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Брукнер, М Регер, Ш. Гуно и др.).

  Лит.: Leichtentritt ., Geschichte der Motette, 2 Aufl., Hildesheim, 1966.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 23:35:05