Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Монюшко Станислав

Монюшко (далее М) (Moniuszko) Станислав (5.5.1819, Убель близ Минска, — 4.6.1872, Варшава), польский композитор. Музыке учился у матери, с 1827 — у А. Фрейера (фортепиано, орган) в Варшаве, в 1830—37 — у Д. Стефановича (композиция) в Минске, в 1837—1840 — у Ф. Рунгенхагена (композиция, хоровое дирижирование) в Берлине. 1-е изданное сочинение — "Три песни" на слова А. Мицкевича (1838). В 1840—58 жил в Вильнюсе. Служил церковным органистом, давал уроки фортепиано и композиции (среди учеников — Ц. Кюи), с 1850 дирижировал в оперном театре, вел большую музыкально-просветительскую деятельность. С 1842 работал над песнями, которые объединил в сборники "Домашние песенники" (сборник 1—6 изд. в 1844—59; 7—12 — посмертно Я. Карловичем). Своими песнями (создал около 400) М. вслед за Ф. Шопеном заложил основы национальной вокальной музыки; в них проявились характерные черты его музыкального стиля — использование народных песенно-танцевальных элементов, мелодичность, лирическая насыщенность, демократизм музыкального языка. С 1858 М. работал в Варшаве, был дирижером "Театра Вельки"; в 1864—74 — профессор Музыкального института (среди учеников — З. Носковский, Х. Ярецкий).

  М. внес национальные черты во все разрабатываемые им жанры: кантаты ("Мильда", 1848, "Ниола" и "Крумине", 1852; все на слова Ю. Крашевского; "Призраки", 1865, и "Крымские сонеты" на слова А. Мицкевича, 1868), духовную музыку ("Остробрамские литании", 6 месс, в том числе "Петровинская"). Важной вехой в развитии национального симфонизма стали оркестровые сочинения М. (фантастическая увертюра "Сказка", посвященная Даргомыжскому, 1848; увертюры "Каин", 1856, "Военная", 1857, и др.). Но главная заслуга М. — создание первой национальной оперы. Его оперный дебют — "Галька" (концертное исполнение, 2-актная редакция, 1848, постановка 1854, Вильнюс); из-за либретто, имевшего остросоциальный характер (сочувствие трагической судьбе крестьянки, осуждение шляхты), не ставилась в Варшаве до 1858 (новая редакция — 4 акта). Яркий национальный колорит (особенно в массовых сценах, в том числе в "Танцах горцев"), мелодическое богатство, выразительная драматургия принесли "Гальке" успех. В Варшаве М. написал и поставил свои комические оперы "Сплавщик леса" (1858), в которой дал образы крестьян, "Графиня" (1860) и "Честное слово" (1861) — сатира на польскую аристократию. Чувством патриотизма проникнута одна из лучших опер М. — "Зачарованный замок" ("Страшный двор", 1865); протест против социального неравенства прозвучал в опере "Пария" (1869).

  Музыкально-сценические произведения М. (им написано свыше 15 опер, несколько водевилей и оперетт) отличаются национальным своеобразием музыкального языка, яркими характеристиками образов, высоким профессионализмом, который проявляется в построении массовых, ансамблевых и сольных сцен и владении оркестровыми средствами. Среди других произведений — около 50 пьес для фортепино, вокальные ансамбли, хоры.

  М. совершил несколько поездок в Петербург: в 1842 — неудавшаяся попытка получить место придворного композитора в оперном театре, в 1849 и 1856 — авторские концерты, знакомство с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, высоко оценившими творчество М. В 1858 М. посетил (познакомился с Ф. Листом), затем Чехию, Творчество М. — одного из крупнейших представителей польской национальной музыкальной культуры — получило признание в других странах, особенно в славянских.

  Лит.: С. М. Сб. статей под ред. И. Бэлзы, М. — Л., 1952; Бэлза И., М в России, "Советская музыка", 1952, № 6; Рудзинский В., М, пер. с польск., М., 1960; Jachimecki Z., . Moniuszko, Kraków, 1961.

  И. И. Свирида.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 20:34:09