Zebra zc100.
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мид Джордж Герберт

Мид (далее М) (Mead) Джордж Герберт (27.2.1863, Саут-Хадли, Массачусетс, — 26.4.1931, Чикаго), американский философ-идеалист и социальный психолог. Окончил Гарвардский университет, изучал философию и психологию в С 1894 профессор Чикагского университета. Последователь идей У. Джемса и Дж. Дьюи. Вместе с последним входил в состав чикагской школы, развивавшей принципы прагматизма, в духе которого М. трактовал сознание как инструмент приспособления индивида к среде, рассматривая при этом мир объектов с точки зрения их значения для поведения индивида. Взаимодействие людей в группах приводит, по М., к возникновению мира искусственных объектов-символов. В процессе социализации индивид овладевает значениями символов и с их помощью учится сознательно направлять свои действия, "вплетая" их в более широкий "общественный акт". Развитие индивида в зрелую личность характеризуется прогрессирующей способностью координировать свое поведение с действиями партнеров, "принимать роль", отведенную ему в жизни группы. Структура человеческого "Я", по М., отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах. Формируя у индивида определенное представление о самом себе, общество как бы "входит в него изнутри", направляя его действия по нужному пути. С появлением у индивида развитого "Я" внешний социальный контроль уходит внутрь, становится самоконтролем, а человек превращается в ответственную личность, способную выполнить свою роль в структуре символического взаимодействия группы, общества в целом. Социальная теория М. оказала влияние на последующее изучение проблемы личности, социализации, социального контроля и легла в основу определенного направления социальных исследований — "символического интеракционизма". Отказ от анализа содержательной стороны социального взаимодействия ограничивает сферу применения теории М. изучением непосредственных интерпсихологических контактов, т. е. фактически рамками социально-психологического подхода к общественным явлениям. Поэтому попытки представить ее как общую социологическую теорию, в равной мере пригодную для описания межличностного взаимодействия и глобальных процессов, несостоятельны.

  Соч.: The philosophy of the present, Chi., 1932; The philosophy of the act, Chi., 1934; Mind, self and society, Chi., 1934; Movements of thought in the nineteenth century, Chi., 1950; The social psychology..., ed. by A. Strauss, Chi., 1956; Selected writings..., . ., 1964.

  Лит.: Кон И. С. и Шалин Д. Н., Д. Г. М и проблема человеческого Я, "Вопросы философии", 1969, № 12.

  Д. Н. Шалин.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.04.2024 16:34:12