Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Логос

Логос (далее Л) (греч. lógos), термин древнегреческой философии, означающий одновременно "слово" (или "предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" (или "понятие", "суждение", "основание"); при этом "слово" берется не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и "смысл" понимается как нечто явленное, оформленное и постольку "словесное". Из бытовой сферы в понятие "Л" вошел еще момент четкого числового отношения — "счета", а потому и "отчета" (lógon didónai — "отдавать отчет"). Л — это сразу и объективно данное содержание, в котором ум должен "отдавать отчет", и сама эта "отчитывающаяся" деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчетному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

  Термин "Л" введен в философский язык Гераклитом, который использовал внешнюю созвучность этого термина с житейским обозначением человеческого "слова", чтобы в духе иронического парадокса подчеркнуть пропасть между Л как законом бытия и неадекватными ему речами людей. Космический Л, как и подобает слову, "окликает" людей, но они, даже "услышав" его, неспособны его схватить и постичь. В свете Л мир есть целое и постольку гармония, но обыденное сознание ставит свой частный произвол выше "общего" и по-разному оценивает равно необходимые части целого. Внутри этого всеединства "все течет", вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остается Л — ритм их взаимоперехода и законосообразность их взаимоотношения; т. о., благодаря понятию Л гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию. В целом учение Гераклита о Л представляет близкую историко-философскую аналогию учению Лао-цзы о дао.

  У более поздних древнегреческих натурфилософов, у софистов, у Платона и Аристотеля термин "Л" утрачивает фундаментальное онтологическое содержание. Лишь стоицизм возвращается к гераклитовскому понятию субстанциального мирового Л, описывая его как тонкоматериальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих потенций (т. н. "семенных Л"), от которых в инертной низшей материи "зачинаются" вещи. Неоплатонизм наследует эту концепцию, но лишает ее натуралистико-материалистических аспектов: Л оказываются уже не истечениями тончайшей материи, но эманациями умопостигаемого мира, регулирующими и формирующими чувствственный мир. На этом завершается история классической античной интерпретации Л как "слова", которое субстанциально, но не личностно, и выявляет в себе форму, но не волю. Однако к этому времени понятие "Л" давно уже вошло в сферу иудейских и христианских учений, где было переосмыслено как слово личного и "живого" бога, окликавшего этим словом вещи и вызывающего их из небытия. Так, для Филона Александрийского Л есть "образ бога" и как бы "второй бог", посредник между потусторонностью бога и посюсторонностью мира. Для христианства значение термина "Л" определено уже начальными словами Евангелия от Иоанна — "В начале был логос, и логос был у бога, и логос был бог"; вся история земной жизни Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и "вочеловечение" Л, который принес людям откровение и сам был этим откровением ("словом жизни"), самораскрытием "бога незримого". Христианская догма утверждает субстанциальное тождество Л богу-отцу, чье "слово" он представляет собой, и рассматривает его как второе лицо троицы.

  Некоторые русские философы-идеалисты (В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский) употребляли термин "Л" как обозначение "цельного" и "органического" знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции.

  Лит.: Трубецкой С. Н., Учение о логосе в его истории, 2 изд., М., 1906; Лосев А. Ф., История античной эстетики, (т. 1), М., 1963; Kelber ., Die Logos-lehre von Heraklit bis Origenes, Stuttg., 1958.

  С. С. Аверинцев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 02:16:28