Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Лишний человек

"Лишний человек" (далее Л), социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе 1-й половины 19 в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно - дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время - душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Наименование "Л" вошло во всеобщее употребление после "Дневника лишнего человека" (1850) И. С. Тургенева; сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение - Онегин ("Евгений Онегин" А. С. Пушкина), затем Печорин ("Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова), Бельтов ("Кто виноват?" А. И. Герцена), тургеневские персонажи: Рудин ("Рудин"), Лаврецкий ("Дворянское гнездо") и др. Черты духовного облика "Л" (подчас в усложненном и измененном виде) прослеживаются в литературе 2-й половины 19 - начала 20 вв. (в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, вплоть до А. И. Куприна, В. В. Вересаева, М. Горького). Типология "Л" сказалась в лирике (Лермонтов, Н. П. Огарев). В западноевропейской литературе "Л" в известной мере близок герой, вызванный к жизни "длительным похмельем" (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 издание, том 8, с. 122) после буржуазной революции 18 в., разочарованием в социальном прогрессе ("Адольф" Б. Констана, "Исповедь сына века" А. де Мюссе). Однако противоречия русской действительности, контраст "цивилизации и рабства" (см. А. И. Герцен, Собрание сочинений, т. 7, 1956, с. 205), неразвитость общественной жизни выдвинули "Л" на более видное место, обусловили повышенный драматизм и интенсивность его переживаний. На рубеже 50-60-х гг. революционные демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов резко критиковали "Л", его нерешительность и пассивность, вместе с тем неправомерно сводя содержание проблемы "Л" к теме либерализма. С переоценкой "Л" выступил и Ф. М. Достоевский, осудив его индивидуализм и оторванность от народной почвы. Литературный образ "Л", возникнув как переосмысление романтического героя (Дж. Байрон, Пушкин), складывался под знаком реалистической портретизации, выявления разности между персонажем и автором. Существенным в теме "Л" был отказ от просветительских установок во имя беспристрастного анализа "истории души человеческой" (Лермонтов), что создавало почву для глубокого психологизма и последующих завоеваний реализма.

  Лит.: Чернышевский Н. Г., Русский человек на rendez-vous, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1950; Гончаров И. А., "Мильон терзаний". Собр. соч., т. 8, М., 1952.

  Ю. В. Манн.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 11:04:30