Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Линогравюра

Линогравюра (далее Л) (от линолеум и гравюра), выпуклая гравюра на линолеуме или на сходных с ним полимерно-пластических материалах, по технике близкая к ксилографии. Возникла в начале 20 в. Специфические качества Л (лаконизм художественного языка; резкие контрасты черного и белого, сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала; возможность быстро работать, использовать большой размер листа и цветную печать; высокая тиражность) очень скоро привлекли к себе многих мастеров печатной графики. Иногда стилистически близкая к гравюре на дереве, Л в основном развивалась отличным от нее путем и нередко сама влияла на стилистику современной ксилографии (например, творчество Ф. Мазереля и мастеров немецкого экспрессионизма). К середине 20 в. сложилось несколько школ Л Особое развитие Л получила в странах Латинской Америки - в творчестве граверов "Мастерской народной графики" в Мексике (Л Мендеса, А. Бельтрана, А. Гарсии Бустоса и др.) и "Клуба друзей гравюры" в Бразилии (К. Склиара, Р. Кац, В. Праду и др.), А. Р. Виго и Н. Онофрио в Аргентине, К. Эрмосильи Альвареса в Чили. К Л часто обращались и обращаются А. Матисс и П. Пикассо во Э. Паккард и Б. Рэндолл в США, П. Нильсен в Дании. Техника Л быстро проникла в русскую графику; в этой технике работали В. Д. Замирайло, И. Н. Павлов, Д. И. Митрохин, В. Розанова. Крупными советскими мастерами Л были В. Д. Фалилеев, К. Е. Костенко, П. Н. Староносов, И. А. Соколов, В. А. Фаворский. Расцвет советской Л приходится на конец 50-х - 60-е гг. Во многих союзных республиках сложились национальные школы Л

 

  Лит.: Староносов П. Н., Гравюра на линолеуме, М. - Л, 1938; Павлов И., Маторин М., Техника гравюры на дереве и линолеуме, М., 1952; Левитин Е. С., Современная графика капиталистических стран Европы и Америки, М., 1959; Леонтьева Г. К., Дорогой поиска, Л - М., 1965.

  Е. С. Левитин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.05.2024 16:11:26