Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Лессинг Готхольд Эфраим

Лессинг (далее Л) (Lessing) Готхольд Эфраим (22.1.1729, Каменц, Саксония, — 15.2. 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Родился в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском (1746—48) и Виттенбергском (1748) университетах. Переехав в Берлин, отказался от духовной или университетской карьеры и от покровительства знати, вел полуголодное существование независимого литератора. В 1760—65 секретарь губернатора Силезии, прусского генерала Тауэнцина. Совершил неудавшуюся попытку основать театр в Гамбурге (1767—68). Окончил свои дни в скромной должности библиотекаря брауншвейгского герцога. Основной пафос деятельности Л. — борьба с идеологией абсолютизма за создание демократической национальной культуры как средства политического объединения страны, уничтожения феодализма и сословности. Утверждая в ранних анакреонтических песнях право человека на радости жизни, Л. в баснях и эпиграммах зло высмеивал нравы знати и немецкого филистерства. В борьбе с классицизмом создал первую в семейную "мещанскую" драму "Мисс Сара Сампсон" (1755) и комедию с национальными характерами "Минна фон Барнхельм" (1767), в которой просвещенная мораль торжествует над сословными и региональными предрассудками. В трагедии "Эмилия Галотти" (1772) гневно осудил деспотизм и произвол феодальных князей. Просветительская проблематика определяет и публицистическую деятельность Л. (сотрудничество в газете "Фоссише цайтунг", 1751—55; издание "Театральной библиотеки", 1754—1758, и др.). Против церковной реакции и религиозной нетерпимости, в защиту гуманности и общечеловеческого равенства направлена драматическая поэма "Натан Мудрый" (1779). Важнейшая заслуга Л. — обоснование учения о динамике и полноте отражения жизни как первоосновах поэзии ("Лаокоон", 1766), защита теоретических принципов реалистического театра и драмы. В борьбе с аристократическим придворным театром Л. отстаивал правдивость и простоту театральных и драматургических форм ("Гамбургская драматургия", 1767—69). В философии Л. явился одним из родоначальников материалистической традиции в Н. Г. Чернышевский посвятил Л. спец. монографию (1857). Высокую оценку деятельности Л. дали К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Меринг. В 1888—1943 в Берлине существовал "Л-театр".

  Соч.: ämtliche Schriften, 3 Aufl., Bd 1—23, Stuttg., 1886—1924 (Bd 22, 2, 1919, содержит перечень литературы о Ле с 1749 по 1919); Gesammelte Werke, Bd 1—10, В., 1954—58; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—10, СПБ. 1904; Драмы, М. — Л., 1937; Гамбургская драматургия, М. — Л., 1936; Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957.

  Лит.: Чернышевский Н. Г., Л, его время, его жизнь и деятельность, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Гриб В. ., Жизнь и творчество Ла, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Фридлендер Г., Л, М., 1957; Меринг Ф., Легенда о Ле, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 1, М. — Л., 1934; RiIIa Р., Lessing und sein Zeitalter, ., 1960; Seidel ., G. E. Lessing, 1729 — 1781. Eine Einführung in sein Leben und Werk, ., 1963; Ritzel ., G. E. Lessing, Stuttg. — (u. a.), 1966; Guthke . ., Der Stand der Lessing-Forschung. Ein Bericht uber die Literatur von 1932—1962, Stuttg., 1965.

  Г. М. Фридлендер.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 13:42:17