Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Апокрифы

Апокрифы (далее А) (греч. apokryphos — тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон (не используются при богослужении). Не все произведения, не включенные в канон иудейской церковью, считаются А христианской церковью; более того, существует различие между отдельными христианскими церквами в отнесении того или иного сочинения к числу А Термин "А" впервые был употреблен в одном из папских декретов конца 4 в., тогда же и был составлен христианской церковью первый список апокрифических сочинений. А делятся на ветхозаветные, новозаветные, житийные. Ветхозаветные А — памятники иудейской литературы преимущественно 2—1 вв. до н. э. К ним относятся 1—3-я книги Маккавеев, Послание Иеремии, Мудрость Соломона, Юдифь, Мудрость Иисуса сына Сирахова, 3-я книга Ездры, Товит и ряд др. Христианская церковь (исключая лютеранскую) внесла часть ветхозаветных А в свой канон, поэтому некоторые из них, будучи утерянными в еврейском оригинале, сохранились в греческом переводе. Некоторые ветхозаветные А написаны, очевидно, на греческом языке (3-я книга Маккавеев, Моление Манассии и др.), а также на арамейском языке (Товит). Фрагменты из ветхозаветных А найдены среди кумранских рукописей, обнаруженных в 1947—65 в пещерах на побережье Мертвого моря. Новозаветные А включают многочисленные евангелия (Петра, Фомы, Первоевангелие Иакова и др.), послания (Климента, Поликарпа, Варнавы и др.). Ряд новозаветных А (евангелие Фомы, Истины и др.) в коптском переводе был найден в 1946 при раскопках в Хенобоскионе (Египет). На грани между новозаветными и житийными Л. — апокрифические деяния апостолов (Павла, Андрея и др.), повествующие о распространении христианства и о страданиях первых его проповедников.

  В средние века распространение и создание А чаще всего были связаны с народными антифеодальными движениями, ересями. Так, в Болгарии движение богомилов вызвало расцвет апокрифической литературы. Христианская церковь в борьбе с ересями осуждала большую часть А как еретические, в то время как некоторые А (не противоречащие канону) церковью не только не осуждались, но рекомендовались для чтения верующим. В Древней Руси одновременно с распространением христианства широко распространились и А, так называемые отреченные книги; многие из них, проникнув через Болгарию, являлись переводами и переработкой греческих А ("Хождение богородицы по мукам", А о Соломоне и Китоврасе и др.). Русские тексты А дошли до нас в списках (самые ранние относятся к 11 в.). В Изборнике Святослава 1073 перечислены книги "сокровенные", т. е. апокрифические. Однако некоторые А вошли в 16 в. в такое церковно-официальное собрание, как "Великие Четьи Минеи". Многие А сохранились в списках в монастырских библиотеках (например, в Соловецком монастыре). А нашли отражение в живописи (иконы "Сошествие в ад" и др.), в фольклоре (духовные стихи, заговоры, гадания), в музыке (опера А Серова "Юдифь" и др.).

  Лит.: Яцимирский А И., Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности, П., 1921; Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, М., 1966, с. 28—35; Eissfeld О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl, Тübingen, 1964.

  А П. Каждан, Н. Н. Розов, М. И. Занд.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 07:24:47