Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кружево

Кружево (далее К) текстильное изделие без тканой основы в котором ажурный орнамент и изображения образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных, металлических и др.). К применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления (мерные К; полосы-прошивки, зубчатые бордюры) или вставок (штучные К треугольники квадраты овалы), а также для изготовления дорожек, салфеток, покрывал (штучные К). Главные особенности К как вида декоративно-прикладного искусства — воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Для К характерно слияние ажурных узоров и грунта (сетка фона) или контрасты плотного узора (порой рельефного) и ажурного грунта, разнообразие ритмического построения узора, выявление цвета, блеска, фактуры нитей. Часто выразительность К подчеркивается цветом и фактурой ткани с которой К сочетается. По технике исполнения К бывает ручное и машинное. Ручное К плетется на коклюшках (точеные или резные деревянные палочки), шьется иглой. Существует также вязаное К, выполненное крючком или на спицах и имитирующее плетеное и шитое К Плетеное К подразделяется на численное и сколочное. Численное К выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрические узоры. Сколочное К ("парное" и "сцепное" делается по "сколку" — рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, которые закреплены на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями образующими К В "парном" К узор и фон плетутся одновременно. В "сцепном" К основные элементы узора выполняются в виде тесемки (т. н. вилюшки) и соединяются между собой (с помощью крючка) нитями "сцепками" или "решетками"). В "парном" К преобладают геометрические узоры а в "сцепном"-растительные.

  К появилось на рубеже 15-16 вв., по видимому, в Италии. Ранние шитые К представляли собой полоску с зубцами, заполненную геометрическим или растительным орнаментом, а также изображениями людей и животных. В конце 16 в. получил распространение (в Венеции, Милане, Генуе) гипюр, т. е. К, в котором элементы шитого или плетеного узора соединены тонкими связками. середине 17 в. узор шитых венецианских гипюров состоял из характерных для барокко динамичных завитков и крупных цветов с рельефным контуром. В 18 в. Италия теряет свое значение как ведущая страна по изготовлению К, на первое место выступают Фландрия и Во Фландрии производство К развивалось с конца 16 в.: сначала шитых, с геометрическим узором, затем — плетеных. Особенно славились тонкие плетеные К типов "бенш", "валансьенн", "малин" (названия по городам, в которых они производились), с орнаментом, образованным плотным переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. В начале 18 в. стали изготовлять легкое и воздушное тюлевое К (см. Тюль), в орнаменте которого использовались мотивы рококо: гирлянды, завитки и т. д. Крупнейшим центром кружевоплетения стал Брюссель. С середины 18 в. здесь делали аппликацию по тюлю. Способ изготовления такого К ускорил, удешевил производство и создал условия для появления крупных изделий — шалей, пелерин и т. д.

  Во производство К развивалось с середины 17 в. Шитый гипюр с изящным узором (мелкие растительные побеги, фигурки людей, амуров и др.) изготовлялся в Алансоне, Аржантапе, Седане. В 18 в. в тех же центрах производили шитое по тюлю К с узором в виде букетов, гирлянд и завитков. В конце 18 — начале 19 вв. орнамент тюлевого К располагался по краю, а на остальной части фона помещались мелкие цветочки, или т. н. мушки. В городах Кан, Шантийи, Байе, Ле-Пюи производились и плетеные тюлевые К типов "блонды" (из и черного несученого шелка) и "шантийи" (из белого и черного крученого шелка).

  В России первые сведения о производстве в царских мастерских плетеных К в виде прошивок из и нитей с характерным крупным плоскостным узором относятся к 1-й четверти 17 в. Введение в 18 в. общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства К в монастырях и помещичьих усадьбах. Художественный эффект русского К 18 в. с геометрическими и растительными узорами (нередко близкими орнаменту крестьянской вышивки и тканья) заключался в живописности, достигаемой применением различных материалов: белого льна, цветного шелка, и нити. Однако, помимо общих черт, в русском К 18 в. наблюдаются и особенности, характерные для отдельных художественных центров: Галича (ныне Костромской области), Ростова, Вологды, Балахны, Калязина, Торжка, Рязани и др. В 1-й четверти 19 в. производство К начинает принимать форму промысла. В советское время (20-е гг.) организована промысловая кооперация, объединившая кружевниц в основных центрах кружевоплетения, созданы курсы и художественно-профессиональные школы. В советском К, развивающем богатые художественные традиции русского К, используются русские типы узоров, а также новые орнаментальные мотивы. См. также статьи Елецкое кружево, Вологодское кружево.

  Н. Ю. Бирюкова.

  С 19 в. получает распространение дешевое машинное К, подражающее образцам ручных К Первые попытки механизировать производство грунта сделаны в 1768, когда на трикотажной (чулочной) машине изготовили сетку, похожую на фон К В 1809 английский конструктор Джон Хеккот изобрел тюлевую челночную машину. Постепенно машинное производство получило распространение, т. к. вышивание рисунка на готовой сетке занимало сравнительно немного времени и не было таким трудоемким процессом, как изготовление грунта. С 1863, после изобретения в Швейцарии вышивальной машины, начали применять машинный способ нанесения рисунка на тюлевую сетку. Одновременно стали нашивать на тюлевое полотно аппликации из тонкого батиста. В 1834 удалось установить жаккардовый аппарат (см. Жаккарда машина) на тюлевую машину. С этого времени грунт и рисунок (т. е. К в целом) вырабатывается машинным способом. В 1837 тюлевые машины были впервые завезены в Россию (в Петербург), где было организовано гардинное производство.

  Машинное К вырабатывается на плетельных машинах с жаккардовым аппаратом, челночных кружевных машинах, на вышивальных машинах и основовязальных машинах.

  На челночных машинах К образуются за счет перевива двух систем нитей: основной и уточной (челночной). При взаимодействии челнока и берда во взаимно перпендикулярных плоскостях происходит кручение (обвивка) нитей с последующим связыванием между собою узлами. На этих машинах вырабатываются только хлопчатобумажные К Однако тяжелые условия труда (смазка рабочих органов машины графитом) при выработке челночных К, а также невозможность вырабатывать их из волокон заставили искать новые способы производства К В дальнейшем К стали изготовлять способом вязания. Он в несколько раз производительнее челночного и не требует графитной смазки. Фон (сетка-грунт) К, полученных на челночных машинах, имеет ромбовидную структуру, а на основовязальных прямоугольную. К с ромбовидной структурой сетки без какого либо рисунка носит название "гладкий тюль". К с рисунком, имитирующим рисунок К с челночных машин, вырабатывают на рашель-машинах с узорообразующими гребенками. Рабочая ширина основовязальных машин до 4000 мм. Одновременно вырабатывают несколько десятков полос К, которые снимаются в виде сплошного полотна, а затем разрезаются или распускаются на отдельные полосы.

  М. И. Петров.

 

  Лит.: Работнова И. П., Русское народное кружево, М., 1956; Бирюкова Н. Ю., Западноевропейское кружево 16—19 вв., в собрании Эрмитажа, Л.,1959.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 13:03:49