Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кран-балка

Кран-балка (далее К) (от голл. kraanbalk), разновидность подъемного крана мостового типа, у которого тельфер передвигается по ездовой балке. Балка опирается ходовыми колесами на рельсы, которые обычно уложены на верхних полках подкрановых балок, расположенных под потолком обслуживаемого помещения, крытой площадки или участка. В некоторых конструкциях ходовые колеса опираются на нижние полки подкрановых двутавровых балок; К-б. такой конструкции называются подвесными, или катучими (рис.). К-б. бывают однопролетные (ширина пролета 6—15 м) и многопролетные (до 100 м). Механизмы К-б. приводятся в действие электродвигателем, питающимся от сети (через контактный провод или кабель). Управление механизмами осуществляет машинист из кабины, подвешенной к ездовой балке, или с пола помещения при помощи кнопочного пульта, соединенного с механизмами К-б. кабелем. Грузоподъемность К-б. обычно 1—5 т.

  К-б., или катабалка, на судах — простейший подъемный поворотный кран для подъема и спуска становых (носовых) якорей. Имеет вид изогнутой балки с блоком на конце или стрелы с укосиной. Подъем якоря осуществляют вручную или от брашпиля. Устанавливают 1 К-б. на баке или 2 по бортам бака. На парусных деревянных судах роль К-б. выполняют 2 деревянных неподвижных кронштейна (балки на скулах бака), т. н. крамболы.

  Э. И. Ридель.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 09:20:15