Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Концерт (муз. произведение)

Концерт (далее К) (нем. Konzert, от итал. concerto — концерт, гармония, согласие, от лат. concerto — состязаюсь), музыкальное произведение, в котором меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю, выделяясь за счет тематической рельефности музыкального материала, красочности звучания, использования всех возможностей инструментов или голосов. Наиболее распространены К (муз. произведение) для одного солирующего инструмента с оркестром, реже встречаются К (муз. произведение) для 2—4 инструментов с оркестром. Особые разновидности составляют кончерто гроссо, концертная симфония (см. Симфония), К (муз. произведение) для одного инструмента (без оркестра), К (муз. произведение) для голоса (голосов) с оркестром, для хора а капелла. Типические черты К (муз. произведение) — блестящий, виртуозный характер сольной партии, состязание солиста с оркестром. Вокально-инструментальный К (муз. произведение) полифонического склада возник в Италии на рубеже 16—17 вв. Первые образцы инструментального К (муз. произведение) появились в Италии же в конце 17 в.; в 18 в. важный вклад в его формирование внесли А. Вивальди и И. С. Бах. Классический тип инструментального К (муз. произведение) сложился в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Он представляет собой 3-частный цикл, в котором, в отличие от обычного сонатно-симфонического цикла, отсутствует скерцо (менуэт). В 1-й части применяется т. н. двойная экспозиция — сначала темы проводятся в оркестре, затем у солиста с участием оркестра. После репризы 1-й части (иногда и 3-й части) имеется виртуозная сольная каденция. Бетховен в своих К (муз. произведение) сочетает виртуозный характер сольной партии, глубокую содержательность музыки и подлинную симфоничность развития в К (муз. произведение) для фортепиано с оркестром, К (муз. произведение) для скрипки с оркестром, "тройной" К (муз. произведение) для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром). Позднее обозначились две разновидности К (муз. произведение) — "виртуозный", в котором господствует инструментальное "концертирование", и "симфонизированный" с преобладанием симфонического типа развития. В 19— 20 вв. наряду с 3-частными создавались и 2-, 4- и 5-частные, а также 1-частные К (муз. произведение) — малой формы (концертштюк, концертино) и более развитый, подобный симфонической поэме (создан Ф. Листом, автором 2 К (муз. произведение) для фортепиано с оркестром). Яркие образцы фортепиано концерта принадлежат Р. Шуману, Ф. Шопену, И. Брамсу, Э. Григу, скрипичного — Н. Паганини, Ф. Мендельсону, И. Брамсу, виолончельного — А. Дворжаку. Существуют К (муз. произведение) для флейты, гобоя, кларнета, валторны и др. инструментов с оркестром. Выдающиеся произведения в жанре К (муз. произведение) создали русские композиторы П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов. Всеобщее признание получил ряд К (муз. произведение) советских композиторов — С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра и др. Советские композиторы заложили основы новых разновидностей К (муз. произведение), создав ряд К (муз. произведение) для народных инструментов (балалайки, домры и др.) с оркестром.

  Лит.: Орлов Г. А., Советский фортепианный концерт, Л., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956; Раабен Л., Советский инструментальный концерт, Л., 1967; Sobering A., Geschichte des Instrumentalkonzerts bis auf die Gegenwart, 2. Aufl., Lpz., 1927.

  Л. Н. Раабен.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 22:15:03