Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Конт Огюст

Конт (далее К) (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье, - 5.9.1857, Париж), французский философ, один из основоположников позитивизма и буржуазной социологии. В 1817-22 был секретарем А. Сен-Симона, затем - экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже. Позднее жил на деньги, собираемые его сторонниками. Главные сочинения К., излагающие основы философии позитивизма, относятся к первому периоду творчества К. (до середины 40-х гг.). Наибольшую известность К. принес "Курс позитивной философии" (т. 1-6, 1830-42, рус. пер. под названием "Курс положительной философии", т. 1-2, 1899-1900). Позитивизм К. рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом: по К., ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, "как" они происходят. В соответствии с этим наука, по К., познает не сущности, а только феномены. Вслед за Сен-Симоном К. развил идею т. н. трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отдельного индивида), определяющих, в конечном счете, все развитие общества. На первой, теологической стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений; вторая, метафизическая стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами; задача этой стадии - критическая, разрушительная, она подготовляет последнюю - позитивную, или научную, стадию, на которой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации. Социология К. разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми ("естественными") условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития. Значительное место в системе К. занимает классификация наук, иерархию которых К. строил по степени уменьшения их абстрактности или степени увеличения сложности.

  Основное сочинение К. второго периода - "Система позитивной политики" (т. 1-4, 1851-54) - проникнуто духом религиозности и мистицизма. В качестве "социальной физики" социология должна, по К., обосновывать научную политику, примиряя принципы "порядка" и прогресса, реставраторские и революционные тенденции; тем самым социология выступает как "позитивная мораль", относящаяся не к индивиду, а к человечеству. К. провозгласил создание новой "религии человечества", изображая в деталях ее культ, катехизис и т. д. Социологические и политические идеи К. были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом (см. Соч., 2 изд., т. 33, с. 138; т. 39, с. 326-27). Позитивистские идеи К. получили широкую популярность среди естествоиспытателей 19 в., главным образом благодаря изложению их в соч. Э. Литтре ( и английских позитивистов Дж. С. Милля и Г. Спенсера.

 

  Соч. в рус. пер. - Дух позитивной философии, СПБ, 1910; (Соч. и отрывки), в сборнике: Родоначальники позитивизма, в. 2, 4, 5, СПБ. 1910-13.

  Лит.: Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1, М., 1961, с. 99-141; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; MiII J. ., A. Comte and positivism, 2 ed., L., 1866; Lévy-Bruhl L., philosophic d"A. Comte, ., 1900; Ostwald ., A. Comte. Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; Mauduit R., A. Comte et la science economique. ., 1929; Reiche ., A. Comtes Geschichtsphilosophie, Tubingen, 1927; Gouhier ., vie d"A. Comte, 3 éd., ., 1931; его же, jeunesse d"A. Comte et la formation du positivisme, v. 1- 3, ., 1933-41; Lacroix J., sociologie d"A. Comte, ., 1956; Arbousse-Bastide ., doctrine de "éducation universelle dans la philosophic d"A. Comte, t. 1-2, ., 1957; Steinhauer M., Die politische Soziologie A. Comtes, Meisenheim am Glan, 1966.

  Б. С. Грязнов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 01:21:09