Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Конкретное

Конкретное (далее К) (от латинского concretus, буквально - сгущенный, уплотненный, сросшийся), единое в многообразном, общее в единичном, реальная связь сторон, граней объекта, знание его во всем богатстве существ. отношений, взаимодействий, противоречий. Представители идеализма, например И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, исходили из понимания К как только духовной в своей основе связи эмпирически данных явлений. С их точки зрения К существует лишь в абсолютизированном понятии. Сторонники эмпиризма сводят К лишь к единичным чувственно-воспринимаемым вещам, а различные школы позитивизма - к индивидуальному объекту, понимаемому субъективно-идеалистически, как комплекс ощущений. В диалектическом материализме понятие К употребляется в двух смыслах: как непосредственно данное, чувственно-воспринимаемое и представляемое целое. В этом смысле К - исходный пункт познания. В теоретическом мышлении К выступает уже концептуально, как система научных определений, выявляющих существующие связи и отношения вещей, событий, единство в многообразном, закономерности, тенденции развития явлений. Если первоначально К дано субъекту в виде чувственно-наглядного образа целого предмета, "витающего в представлении", еще мысленно нерасчлененного и непонятого в его закономерных связях и опосредствованиях, то на уровне теоретического мышления К выступает как внутренне-дифференцированное целое, понятое в его противоречиях, развитии. К противоположно абстрактному (см. Абстракция) и осмысливается в сравнении с ним. В процессе познания мысль движется от абстрактного, бедного содержанием понятия к К, более богатому содержанием понятие. В этом и состоит суть метода восхождения от абстрактного к конкретному, при помощи которого мышление усваивает К, воспроизводит его путем связывания понятий в целостную научную теорию, отражающую объективную расчлененность объекта и единство его существующих свойств и отношении. Категория К имеет важное методологическое значение в системе материалистической диалектики. Одним из фундаментальных принципов диалектики является признание конкретности истины. Предупреждая против ошибок, связанных с неконкретным подходом к истине, В. И. Ленин писал, что "... всякую истину, если ее сделать "чрезмерной",... если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд" (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 41, страница 46). Принцип требует подходить к фактам природной и общественной жизни не с общими формулами и схемами, а с точным учетом всех реальных условий, в которых находится объект познания, выделением его главных, существенных свойств, связей, тенденций, определяющих другие его стороны.

  А. Г. Спиркин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 02.05.2024 07:06:45