Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Киностудия

Киностудия (далее К) (от кино... и итал. studio — изучение; комната для занятий), предприятие по производству кинофильмов, сочетающее художественно-творческие и производственно-технические процессы.

  Советская К является предприятием с завершенным циклом производства, обеспечивающим весь процесс создания кинокартины от сценария до фильмокопии. В зависимости от характера выпускаемых фильмов различают К: художественных фильмов, документальных фильмов, научно-популярных и учебных фильмов, мультипликационных кинокартин. Основное производственное звено на К — съемочная группа. Она объединяет на период постановки фильма, наряду с режиссером-постановщиком, актерами, художниками, операторами, звукооператорами, звукооформителями и музыкантами, инженерно-технических работников и рабочих различных специальностей, гримеров, монтажеров, специалистов по комбинированным киносъемкам и многих других. Сценарный отдел выполняет работу по подготовке сценария, начиная с заказа его автору до окончательной редакции текста фильма. В течение подготовительного периода подбираются актеры, делаются эскизы декораций, костюмов, выполняются другие работы. Цеха и мастерские К готовят костюмы, мебель, реквизит и все необходимые приспособления для съемок. Во время съемочного периода (см. Киносъемка) большой объем работ выполняют: отдел декоративно-технических сооружений, цеха съемочной техники, звукотехнический, светотехнический, комбинированных съемок, монтажа и обработки фильмов (обработка кинопленок и изготовление фильмокопий законченных производством фильмов). Существенное значение для работы К имеет планировка ее территории и помещений. Большая часть съемок художественных (игровых) фильмов проводится в съемочных павильонах (см. Павильон киносъемочный), являющихся основными производственными помещениями К Они оснащаются различного рода приспособлениями для механизации трудоемких работ и специальным электрооборудованием; стены и потолки покрываются звукопоглощающим материалом. Оборудование рабочего потолка (система колосниковых переходов, подвесных электроталей и мостков) служит для крепления элементов декораций, подъема осветительной аппаратуры, подвески фонов, а также для монтажа подвесных осветительных лесов. Размеры павильонов — от 200 до 5000 м2 при высоте от 6 до 25 м. Многие съемки проводятся также на специальных площадках и в бассейнах при К и вне К (натурные съемки). Для этих съемок используется передвижное оборудование. Многочисленные технологические операции осуществляются в аппаратных записи и перезаписи звука, монтажных комнатах, на специализированных установках для комбинированных съемок. Контрольные просмотры отснятого материала, в том числе во время монтажа фильма, проводятся в просмотровых залах К

  К документально-хроникальных фильмов по структуре и оснащению отличаются от К художественных фильмов. Основной вид съемок на таких К — натурные съемки. К научно-популярных и учебных фильмов сочетают в производственной работе методы, характерные при создании как игровых художественных и документальных, так и мультипликационных фильмов. Специфическая особенность производства научно-популярных, учебных и технических фильмов — широкое применение скоростной киносъемки, микрокиносъемки, подводной киносъемки и др. На К мультипликационных фильмов используются одно-плановые и многоплановые мультипликационные станки, специализированные съемочные киноаппараты. К выпускают также телевизионные фильмы по заказам студий телевидения.

  Наиболее крупные советские К находятся в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Ташкенте, Риге, Одессе. При большом объеме производства для улучшения

художественно-творческого руководства съемочными группами создаются творческие объединения, которые несут ответственность за выполнение производственного плана и качество фильмов. Художественный совет К, состоящий из ведущих творческих работников, обсуждает сценарии, просматривает отснятый съемочными группами материал, эскизы декораций и костюмов, прослушивает написанную композиторами музыку, дает оценку законченному фильму.

  Лит.: Коноплев Б. Н., Основы фильмопроизводства, М., 1969.

  Б. Н. Коноплев, В. Б. Толмачев,


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 14:05:28