|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Каролингское возрождение | "Каролингское возрождение" (далее К)"Каролингский ренессанс", культурный подъем в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в 8—9 вв. в основном на территории и выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры. ""Каролингское возрождение"" было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Центром ""Каролингское возрождение"" был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая "Академия", которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др.
В период ""Каролингское возрождение"" вырос интерес к светским знаниям, "Семи свободным искусствам" (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковные культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей ""Каролингское возрождение"" занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и ученый, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ средневековья, создатель пантеистической системы.
Значительного развития достигла историография. При дворе Карла Великого были созданы апологетические "Королевские анналы"; со 2-й трети 9 в. развивалось местное летописание ("Фульдские анналы", "Сеи-Бертинские анналы" и др.). Выдающимся исторические произведения ""Каролингское возрождение"" является "История лангобардов" Павла Диакона. Создаются политические трактаты, биографии (Карла Великого, написанная Эйнгардом, Людовика Благочестивого, написанная епископом Теганом, и др.). Получила развитие литература, формировались народные языки (романские и германские), выработалось новое, легко читаемое письмо — так называемый каролингский минускул. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей.
В каролингском искусстве, воспринявшем как торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства, так и местные варварские традиции, сложились основы европейского средневекового феодального искусства. Интенсивное строительство этой эпохи известно во многом по литературным источникам (обширные комплексы монастырей и резиденций-"пфальцев" с дворцом и капеллой; укреплениях бурги"; базиликальные церкви с развитой объемной композицией и динамическим силуэтом). Среди немногих сохранившихся построек — многоугольная центрическая капелла императорской резиденции в Ахене (до 798—805, см. илл.), капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде (около 820—822), 3-нефная церковь с вестверком, трансептом и башнями в Корвее (822—885, см. илл.), надвратная постройка в Лорше (около 774, см. илл.). Храмы и дворцы широко украшались мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806) и фресками (фрагменты росписей в церквах Мюнстера, около 800, и Осера, 841—858). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объема в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Еще сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии). В некоторых миниатюрах ("Евангелие Годескалька", около 781—783, Национальная библиотека, Париж; "Евангелие Ады", начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие ("Евангелие Эббо", около 816—835, Городская библиотека, Эперне; "Утрехтская псалтырь", 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.). Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновой кости (оклады книг, складни, гребни, ларцы и т.д.); развиты были литье, чеканка и гравировка по металлу, украшение изделий эмалью и камнями, резьба по камню и алебастру. Примитивные формы деревянной статуи Святой веры (10 в., сокровищница монастыря в Конке), обитой листами и усыпанной драгоценностями, свидетельствуют о живучести варварской традиции.
Лит.: Рамм Б. Я., Ки проблемы школьной образованности в раннем средневековье, "Уч. зап. Ленинградского гос. педагогического института им. М. Н. Покровского", 1940, т. 5, ист. фак-т, В. 1; его же, К вопросу об источниках по истории школы в каролингскую эпоху, "Уч. зап. Ленинградского гос. педагогического института им. Герцена", 1948, т. 68; öhler ., Die karolingischen Miniaturen, Bd 1—3, В., 1930—60; Otto ., Die karolingische Bilderwelt, Münch., 1957; Karl der Grosse. Werk und Wirkung, Aachen, 1969; Hubert 1. J., Porcher J., Volbach . ., Carolingianart, L., 1970.
Б. Я. Рамм, Ц. Г. Нессельштраус.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 05.12.2024 00:32:42
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|