Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кампанелла Томмазо

Кампанелла (далее К) (Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия, - 21.5.1639, Париж), итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Сын сапожника; с 1582 монах-доминиканец. В 1591 выступил с книгой "Философия, доказанная ощущениями" в защиту натурфилософии Б. Телезио против схоластического аристотелизма. Неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, частично опубликованных в и распространявшихся в списках. В 1626 благодаря покровительству папы Урбана , заинтересовавшегося астрологическими познаниями К., был передан в распоряжение римской инквизиции, в мае 1629 освобожден и оправдан. В 1634 К. бежал во где ему, при покровительстве кардинала Ришелье, удалось опубликовать часть своих сочинений.

  В философии К. отстаивал необходимость опытного познания и развивал учение о "двойном" откровении (Природы и Писания). Выступив в защиту Г. Галилея, К. не принял учения о бесконечности Вселенной, допуская, однако, существование множества миров.

  Коммунистическая утопия К. представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества ("Город Солнца", произведение, построенное в форме рассказа мореплавателя, 1602, опубликовано 1623, рус. пер. 1906) в рамках всемирной теократической монархии ("Монархия Мессии"). В идеальной коммунистической общине у К. упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством; труд является почетным и равно обязательным для всех, рабочий день сокращен до 4 часов благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное внимание уделяется развитию науки ("магическому знанию"), просвещению и трудовому воспитанию. Руководство коммунистической общиной находится в руках учено-жреческой касты. Осуществление своей программы К., после провала Калабрийского заговора, возлагал на европейских государей (испанского, затем французского короля) и римского папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.

  Натурфилософия К. явилась одной из предпосылок нового естествознания; коммунистическая утопия К. делает его одним из ранних предшественников научного социализма.

  Поэзия К. (канцоны, мадригалы, сонеты) с большой выразительностью утверждает веру в человеческий разум, раскрывает противоречия между несчастной судьбой личности и совершенством Вселенной, а также трагедию человека, зажегшего светоч знания во "мраке".

  Соч.: Poesie filosofiche, Lugano, 1834; Tutte ie opere, v. 1, Mil.- Verona, 1954; Lettere, Bari, 1927; Opuscoli inediti, Firenze, 1951; Cosmologia, Roma, 1964; sacri segni, v. 1-6, Roma, 1965-68; в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии, т. 2, М., 1970, с. 180-92.

  Лит.: Рутенбург В. И., К, Л., 1956; Штекли А. Э., К, М., 1966; Горфункель А. Х., Томмазо К, М., 1969 (имеется библ.); Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, пер. с итал., М., 1964; Storia della letteratura italiana, v. 5. seicento, Mil., 1967; Bonansea . M., T. Campanella, Wash., 1969; Badaloni ., Tommaso Campanella, Mil., 1965; Corsano A., Tommaso Campanella, Bari, 1961; Firpo L., Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella, Torino, 1940; его же, Richerche Campanelliane, Firenze, 1947.

  А. Х. Горфункель.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 21:19:57