Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Каббала

Каббала (далее К) (древнеевр., буквально - предание), мистическое течение в иудаизме. К соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат "Книга творения", созданный между 3 и 8 вв. и представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. К в собственном смысле слова возникает в начале 13 в. среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабско-еврейским философским движением в Андалусии. Основополагающий памятник К - "Книга сияния", или "Зогар", написанная на арамейском языке в Кастилии в конце 13 в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), который, однако, предпочел выдать ее за наследие талмудического мудреца 2 в. Симона бен Йохаи; она имеет характерную форму аллегорического толкования на библейские тексты. К понимает бога как абсолютно бескачественную и неопределимую беспредельность ("Эн-Соф"), как отрицание всего предметного. Однако это ничто есть одновременно все в предметах, в которые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого само себя (т. о., К ставит на место учения о сотворении мира учение об эманации). Неопределимый Бог приходит к определенности в 10 "Сефирот", или стадиях своего смыслового саморазвертывания, аналогичных "эонам" гностицизма ("Венец", "Мудрость", "Разумение", "Милость", "Сила", "Сострадание", "Вечность", "Величие", "Основа", "Царство"); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде "древа Сефирот". В своей совокупности "Сефирот" образует космическое тело совершенного существа первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего в себе потенции мирового бытия (сравни гностический миф о божественном человеке, существовавшем до начала времен). Строго говоря, для К нет ничего, кроме и вне бога, а потому зло может быть представлено в этой строго монистической системе лишь как модус самой божественной субстанции. Особый аспект К составляет т. н. практическая К, основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс истории (например, приближать пришествие Мессии), ибо каждому "возбуждению снизу" (от человека) не может не ответить "возбуждение сверху" (от Бога). Важнейший авторитет практической К - Исаак (Ицхак бен-шломо Ашкинази) Лурия, по прозвищу Ари (1534-72); разработанная им система каббалистической теургии оказала влияние на такие мистические течения в иудаизме 17-19 вв., как саббатианство и хасидизм.

  С 15 в. интерес к К распространяется в кругах христианских ученых Европы, стремившихся синтезировать ее с догмами христианства в рамках универсальной, всечеловеческой религии (Дж. Пико делла Мирандола, И. Рейхлин, К Агриппа, А. Т. Парацельс и др.). Очень близко к К подошел Я. Беме в своем учении о происхождении мирового конфликта из самой природы Бога. Поверхностное усвоение символов К можно видеть в обиходе масонов. Влияние мистицизма К прямо или опосредованно испытывали Г. Гегель, В. Соловьев, Н. Бердяев, К Г. Юнг, М. Бубер.

  Марксизм рассматривает К, как и др. течения западно-европейской мистики этой эпохи, как фантастическое отражение в общественном сознании кризисных явлений, которыми сопровождался переход от средневековья к новому времени.

  Лит.: Langer G., Liebesmystik der Kabbala, Münch., 1956; Scholem G., Major trends in Jewish mysticism, 4 print, . . 1969, p. 119-286.

  С. С. Аверинцев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 10:57:33