Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Имитация (в музыке)

Имитация (далее И) в музыке, точное или неточное повторение в каком-либо голосе многоголосного музыкального произведения мелодии, непосредственно перед этим прозвучавшей в другом голосе. Возникла в народном многоголосии; с 13 в. постепенно становится распространенным в профессиональной музыке приемом изложения, развития и разработки тематического материала. Мелодия может имитироваться поочередно несколькими голосами; применяется также И (в музыке) двух и трех одновременно звучащих мелодий, образующих полифоническую ткань. Наиболее последовательная И (в музыке) называется канонической или каноном. И (в музыке) различают по времени вступления имитирующего голоса, а также по интервалу, образуемому И (в музыке) с основным проведением мелодии (И (в музыке) в унисон, в верхние и нижние секунду, терцию, кварту и т. п.). С 15 в. преобладают кварто-квинтовые И (в музыке), лежащие в основе фуги. Наряду с И (в музыке) в прямом движении применяются И (в музыке) в обращении, в возвратном (ракоходном) движении, в ритмическом увеличении (например, с увеличением вдвое всех звуков) и в уменьшении. Выработалась также так называемая свободная И (в музыке), в которой имитирующий голос сохраняет лишь общие очертания мелодического рисунка или один характерный ритм темы. В эпоху И (в музыке) С. Баха имитационные формы занимали господствующее положение, в последующее время они чаще применяются внутри крупных гомофонных форм.

  Т. Ф. Мюллер.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 18:04:51