Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Зенон (древнегреч. философ)

Зенон (далее З) (Zenon) из Китиона (на острове Кипр) (около 336-264 до н. э.), древнегреческий философ, основатель школы стоицизма. Обучался у киника Кратеса, представителя мегарской школы Стилпона, а также у философов Академии платоновской и Полемона. В 308 до н. э. основал собственную школу в Афинах. Сочинения З (древнегреч. философ) дошли до нас только в отрывках.

  Учение З (древнегреч. философ), складывавшееся в условиях формирования могущественных эллинистических государств, характеризуется преимущественно вниманием к обоснованию внутренней независимости личности. З (древнегреч. философ) строит этику на основе физики, т. е. учения о природе. Вслед за Гераклитом основой сущего З (древнегреч. философ) провозглашает огонь, который он отождествляет с божественным логосом. Над миром господствует необходимость, или фатум, однако сам мир - живое целое, пронизанное божественным дыханием (пневмой). В человеческом поведении первичным является влечение, движение души, определяющее причины отдельных человеческих действий. Учение о влечении предшествует у З (древнегреч. философ) учению о добродетели. Цель разумного влечения - добродетельная жизнь, которую З (древнегреч. философ), в согласии с киниками, определял как жизнь, сообразную с природой. Добродетель есть устойчивое, самотождественное состояние познающего разума - вслед за Сократом З (древнегреч. философ) отождествлял добро с разумом, знанием, внося в этику сильную струю рационализма (в пороках З (древнегреч. философ) видит лишь недостаток знаний). В учении З (древнегреч. философ) о доблестных и дурных поступках выступает важное для стоиков понятие о долге - неписаном законе, с которым отдельное лицо сообразует свои действия и в котором сказывается общая зависимость всего от объективных закономерностей природы. Напротив, страсть - чрезмерное влечение, свершающееся наперекор природе и разуму. Мудрец добровольно стремится исполнять всевластную необходимость; он добродетелен и, в силу разумности, бесстрастен.

  В учении об обществе З (древнегреч. философ) развивал космополитическое воззрение, отразившее процесс становления мирового государства. З (древнегреч. философ) распространяет на государство закон, общий для всех народов и обнимающий весь мир; благо всех выше блага отдельного лица. Политический закон совпадает для З (древнегреч. философ) с нравственным. В педагогических идеях З (древнегреч. философ) намечены предпосылки учения о характере. Вера З (древнегреч. философ) в определяемость нравственного поступка мышлением связывала З (древнегреч. философ) с сократовской традицией и оказала значительное влияние на развитие психологии и этики.

  Фрагменты в книге: Arnim 1., Stoicorum veterum fragmenta, v. 1, Lipsiae, 1921.

  Лит.: История философии, т. 1, М., 1940 (см. указатель имен): Pohlenz М., Die Stoa, 2 Aufl., Gött., 1959.

  В. Ф. Асмус. 



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 01.07.2022 13:31:55