Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Естественное право

Естественное право (далее Е) одно из широко распространенных понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Е выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений. В концепциях апологетического плана этот строй и действую щее право объявлялись соответствующими Е и естественной справедливости; в концепциях, требовавших социальных преобразований, существующий порядок отношений и право объявлялись несоответствующими Е и справедливости. За многовековое существование Е его содержание варьировалось в зависимости от исторических условий, а также социально-политических позиций его выразителей. Ф. Энгельс отмечал, что Е и естественная справедливость представляют собой "... идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 273).

  Идея Е развивалась уже в древности, особенно в античном мире; она использовалась греческими софистами, Аристотелем и особенно активно стоиками. Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон утверждал, что закон государства, противоречащий Е, не может рассматриваться как закон.

  В средние века Е носило по преимуществу геологическую форму, являясь составной частью религиозных учений (например, в учении Фомы Аквинского Е - конкретизация божественного разума, управляющего миром, основа права, создаваемого государством). И в современный период идея Е остается составной частью официальной теологической и политической доктрины католической церкви (см. Неотомизм).

  Свое наивысшее социальное звучание идея Е получила в 17-18 вв. в качестве основного идеологического орудия борьбы прогрессивных сил общества с феодальным строем. Идеологи Просвещения - Дж. Локк, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, А. Н. Радищев и др. широко использовали идею Е для критики феодальных порядков, как противоречащих естественной справедливости. В этих концепциях Е выступало в качестве неизменных принципов природы человека и его разума, которые должны быть выражены в действующих законах, что повлечет замену правления людей (т. е. абсолютизма) правлением законов. Идеи Е нашли отражение во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), американской Декларации независимости (1776) и др. актах. В тот же период (17-18 вв.) активизировались попытки оправдания при помощи Е феодально-абсолютистских режимов (например, С. Пуффендорф в
  С упрочением капиталистического строя буржуазные идеологи 19 в. отказались от Е, объявив буржуазный строй единственно возможным и справедливым, не нуждающимся в надзаконных критериях. Особенно решительно против идеи Е выступает позитивизм.

  В 20 в. происходит процесс т. н. возрождения естественного права. Это связано с тем, что переход капитализма в монополистическую, а затем и государственно-монополистическую стадию потребовал переоценки ряда правовых институтов, в том числе и при помощи Е, а рост сознательности трудящихся заставил буржуазных идеологов искать популярные лозунги, которые можно было бы обратить против социалистических идей. Теория Е оказалась удобной для этих целей (например, отрицание частной собственности объявляется нарушением основных принципов Е). После 2-й мировой войны 1939-45 в Западной Италии и некоторых др. странах Е использовалось, с одной стороны, для отмежевания от фашистской идеологии, а с другой стороны - для того, чтобы воспрепятствовать далеко идущим социально-политическим реформам. "Возрожденное Е" испытывает сильное влияние клерикализма, а также придает понятию Е прагматистский характер (например, Е "с меняющимся содержанием" или "Е конкретной ситуации").

  Марксистский материалистический подход к праву как отражению экономического строя и политической структуры классового общества делает излишним понятие Е в качестве предпосылки существования и обязательности действующего права; в обществе может быть только одно право, устанавливаемое государством, а в своей правотворческой деятельности государство связано принципами данного социального строя, которые определяются не "природой человека", а социально-экономическим строем и способом производства. Вместе с тем марксизм не считает ложным все то, что стоит за понятием Е Он придает важное значение неотчуждаемым правам человека и гражданина, а в оценке действующего права отводит важную роль идеалам и ценностям (в т. ч. и справедливости), считая их, однако, социально обусловленными, классовыми, исторически меняющимися, а не априорными категориями.

  Лит.: История политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 213-215, 236-249, 269-327.

  В. А. Туманов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 08.12.2024 05:33:44