Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Евреи

Евреи (далее Е), общее этническое название (на русском языке) народностей, исторически восходящих к древним евреям. Живут в различных странах общей экономической, общественно-политической и культурной жизнью с основным населением этих стран. Верующие Е в подавляющем большинстве исповедуют иудаизм. Существовавшие в 1-м тыс. до н. э. древнееврейские государства - Израильское царство и Иудейское царство были покорены: первое - Ассирией (722 до н. э.), второе - Вавилонией (586 до н. э.), что положило начало расселению Е по странам мира (см. Диаспора), особенно усилившемуся после захвата Иудеи Римом (63 до н. э.). Значительные группы Е осели в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы. В средние века Е расселились по многим другим странам Европы и Азии. Миграция Е была связана также с развитием торговли в странах Европы. Они воспринимали язык и культуру местного населения, но сохраняли свои религиозные и некоторые культурно-бытовые особенности, обособлявшие их от окружающего населения. Во многих европейских странах существовали законы, ограничивавшие Е в правах и занятиях, в частности - в праве владения и пользования землей. Как правило, Е селились в городах, где они обычно жили замкнутыми общинами в особых кварталах (гетто), занимаясь преимущественно торговлей и ремеслами, наиболее богатые - ростовщичеством. Догматы иудейской религии предусматривали обособление еврейские общины, чему способствовала также политика господствующих классов и христианской церкви. Е не допускались в цехи и гильдии; конкуренция Е с местными купцами и ремесленниками способствовала распространению антисемитизма. В результате буржуазных революций 17-19 вв. в ряде стран Западной Европы средневековые ограничения прав Е были отменены, Е втягивались в общую экономическую и культурную жизнь стран их обитания; начался процесс ассимиляции Е с местным населением. Однако в условиях буржуазного строя права Е, как и других национальных меньшинств, оставались урезанными. Еврейская беднота, помимо национальных притеснений, подвергалась классовому гнету со стороны капиталистической и клерикальной (раввины) верхушки еврейской общины. В ряде стран Восточной Европы, в том числе в России, существовали законодательные ограничения Е в месте жительства ("черта оседлости"), в правовом и экономическом отношениях. Царское правительство, используя черносотенцев, организовало в конце 19 - начале 20 вв. ряд массовых еврейских погромов. Многие Е, особенно из стран Центральной и Восточной Европы, эмигрировали в США и др. страны Америки. Трудящиеся массы Е с середины 19 - начала 20 вв. активно участвовали в революционном движении в России и в Западной Европе.

  В конце 19 в. среди еврейской буржуазии разных стран возникло реакционное националистическое течение - сионизм, провозгласившее своей целью переселение всех Е в Палестину, пропагандировавшее глубоко враждебную рабочему движению идею классового сотрудничества всех Е Еврейские националисты пытались отколоть еврейский пролетариат от общей революционной борьбы, создавая особые националистические партии типа Бунда, против сепаратизма которого, за приобщение трудящихся Е к общерусскому социал-демократическому движению решительно выступали русские большевики во главе с В. И. Лениным.

  Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало новой эре в истории всех народов России, в том числе Е Законодательством Советской власти были отменены все ограничения Е в правах и объявлена решительная борьба с антисемитизмом. В 1934 создана Еврейская автономная область в составе Хабаровского края. На основе общности экономических, политических и идейных интересов и принципов пролетарского интернационализма Е вместе со всеми народами СССР участвуют в строительстве нового общества. Все ограничения в отношении Е полностью отменены и в др. социалистических странах.

  В капиталистических странах продолжает существовать антисемитизм, нашедший свое крайнее выражение в фашистской Гитлеровцы проводили политику массового истребления Е (во время 2-й мировой войны 1939-45 было уничтожено около 6 млн. чел.).

  После 2-й мировой войны в развитых капиталистических странах имело место искусственное оживление среди Е шовинистических тенденций и идеологии сионизма с его антинаучными утверждениями о "мессианской" роли Е и их "богоизбранности". Сионизм превратился в идеологию воинствующего шовинизма и антикоммунизма, действующую в интересах международного империализма.

  В 1948 на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было создано еврейское государство Израиль, правительство которого провозгласило сионизм официальной политикой. В 1967 численность Е составляла около 13,5 млн. чел., из них в США 5,7 млн., Израиле свыше 2,5 млн. (1970, оценка), СССР (по переписи 1970) 2 151 тыс., свыше 500 тыс., Великобритании около 480 тыс., Аргентине около 450 тыс., Канаде около 270 тыс., Бразилии около 130 тыс., ЮАР около 110 тыс., Румынии около 110 тыс. Е в большинстве случаев говорят на языке страны, в которой они живут. Часть Е стран Европы и Америки говорит также на языке идиш, на котором имеется литература (см. Еврейская литература); в СССР, согласно переписи 1970, 17,7% Е показали идиш своим родным языком. Официальным языком Е Израиля является иврит, развившийся на основе книжного древнееврейского языка и используемый Е в др. странах лишь как язык религиозного культа. Часть Е стран Средиземноморья (т. н. сефарды) пользуется языком ладино, близким к испанскому.

  Лит.: Маркс К., К еврейскому вопросу, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.1; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или Критика критической критики, там же, т. 2; Ленин В. И., Положение Бунда в партии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 8; его же, К еврейским рабочим, там же, т. 10; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же. Законопроект о национальном равноправии, там же, т. 25; его же. О погромной травле евреев, там же. т. 38; Тюменев А., Е в древности и в средние века, П., 1922; Гессен Ю. И., История еврейского народа в России, т. 1-2, Л., 1925-27; Маргулис У., Гешихте фун идн Русланд, т. 1 (1772-1861), М., 1930; Колар Ф. Я., Сионизм и антисемитизм, пер. с чешского, М., 1971.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 22:44:42