|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Дунай | Дунай (далее Д) (греч. Ístros - Истр; нем. Donau; венг. Duna; болг., серб. Дунав; чеш. Dunaj; рум. Dunărea), река в Европе, вторая по длине после Волги. Длина 2850 км, площадь бассейна 817 тыс. км2, общее падение 678 м. Д берет начало на восточных склонах Шварцвальда (в ФРГ), впадает в Черное море, образуя дельту. В бассейне Д расположены полностью или частично Австрия, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Чехословакия, ФРГ, часть территории СССР, небольшая территория Швейцарии, Италии, Польши.
Физико-географический очерк. По характеру течения Д делится на верхний, средний и нижний.
Верхний Д (до Вены) - типичная горная река, течет в пределах Шварцвальда, Швабско-Баварского плоскогорья и сужения между Альпами и Чешским массивом. Узкая и глубокая долина реки имеет высокие и крутые склоны. Ширина русла до г. Ульма 20-100 м, а ниже (до Вены) 100-350 м, скорости течения 1-2,8 м/сек; местами русло ограждено выправительными и защитными дамбами.
Средний Д (от Вены до ущелья Ворота) пересекает Среднедунайскую равнину. Долина здесь широкая (5-20 км), пойменная, русло извилистое, разветвленное, скорости течения 0,3-1,1 м/сек. Местами река пересекает отдельные гряды и хребты, образуя долины прорыва (Венгерские Ворота, Вишеградский проход, Ворота, Казане). На этих участках ширина долины 0,6-1,5 км, поток местами суживается до 150 м, причем значительно увеличиваются глубины (до 15-20 м, а в ущелье Казане - до 70 м) и скорости течения (до 2,2-4,7 м/сек). В результате регулировочных работ спрямлены излучины, отчленены протоки, произведено обвалование и т.д.
Нижний Д (от Ворот до устья) - равнинная река, течет по Нижнедунайской равнине, по дну широкой (7-20 км) пойменной долины, разветвляется на многочисленные рукава и протоки; ширина реки местами достигает 1-2 км, глубина в среднем - 5-7 м, скорости течения - 0,5-1 м/сек. На участке дельты (площадь 3500 км2) Д делится на 3 главные рукава, или гирла: Килийское гирло, Сулинское гирло (главный судоходный) и Георгиевское гирло.
Д имеет сложный режим; хорошо выражены три его фазы - весеннего половодья, летних и осенних паводков, осенней и зимней межени. Весеннее половодье начинается в феврале-апреле и на верхнем и среднем Д продолжается до мая, а на нижнем Д - до июня. Оно, как правило, состоит из двух волн; первая образуется за счет таяния снега на равнинах, вторая (смешанная) - за счет дождей и таяния снега в горах. Неравномерность снеготаяния и выпадения дождей в разных частях бассейна Д обусловливает резкие колебания уровней воды. Если волны половодья или летних паводков на крупных притоках Д - Драве, Тисе, Саве - совпадают во времени, на Д образуется мощная общая волна, иногда вызывающая наводнения. Во 2-й половине лета происходит спад уровня, прерываемый небольшими подъемами от дождевых паводков. В октябре и ноябре дожди являются причиной осенних паводков. В теплые, с оттепелями, зимы наблюдаются высокие уровни; подъемы нередко бывают связаны с заторными и зажорными явлениями, что приводит к выходу воды из берегов и затоплению прибрежных равнин. В холодные зимы уровни на Д занимают наиболее низкое положение в году. Годовая амплитуда колебаний уровня воды Д изменяется от 4,5-5,5 м (Рени) до 6-8 м (у Будапешта). В верхнем течении (у Регенсбурга) средний годовой расход воды - 420 м3/сек, у Вены (среднее течение) - 1900 м3/сек, в устье - 6430 м3/сек (средний годовой сток около 203 км3). Наибольший расход в низовьях - около 20 тыс. м3/ceк, наименьший - 1800 м3/сек. Д выносит в Черное море около 120 млн. т наносов и растворенных минеральных веществ в год. Замерзает Д лишь в сравнительно холодные зимы (до 1,5 месяцев).
Д принимает более 300 притоков, из которых 34 - судоходны. Самые большие притоки справа - Инн, Драва, Сава, Морава, слева - Морава, Тиса, Олт, Сирет и Прут.
А. П. Муранов.
Экономико-географический очерк. Д издавна играл большую роль в транспортных связях Центральной и Юго-Восточной Европы.
В послевоенные годы 2/3 всего течения реки приходится на территории социалистических стран. Быстрый рост экономики этих стран, углубление международного разделения труда, строительство на берегах Д крупных промышленных предприятий (в Галаце, Брэиле, Смедереве, Будапеште, Дунауйвароше, Братиславе и др.) создало базу для значительного увеличения грузоперевозок (с 13,9 млн. т в 1937 до 46,7 млн. т в 1969, причем свыше 40 млн. т приходилось на социалистические страны) и флота.
Распределение по странам грузоперевозок и торгового флота (1969) Страна | Объем грузопере- возок, тыс. т | Флот | всего | в том чис- ле между- народные | количест- во единиц | общая гру- зоподъем- ность,
тыс. т | СССР :::::::::....
Румыния :::::::.....
Болгария :::::::....
Югославия :::::::..
Венгрия ::::::::...
Чехословакия ::::::
Австрия ::::::::...
ФРГ :::::::::...... | 11989
5917
4787
7997
8326
3514
1916
2240 | 7981
1679
664
1018
1155
1334
1232
1463 | 626
1104
241
1185
461
219
287
115 | 727
397
194
619
267
198
223
74 | Всего ::::::::....... | 46686 | 16527 | 4238 | 2699 | В структуре грузоперевозок первое место занимает рудное и нерудное сырье, включая руду, а также лом (56%), затем идут цемент (11,5%), твердое минеральное топливо (9,8%), нефть, нефтепродукты (11,3%), металлы, удобрения, древесина. На судоходной части Д (ниже г. Регенсбурга) насчитывается более 100 портов и пристаней. Грузооборот крупнейших из них в 1969 составлял (млн. т): Рени - 8,3; Измаил - 5,3; Будапешт - 4,2; Линц - 4,3; Белград - 4,9. В том же году по Д было перевезено 4,6 млн. пассажиров.
Придунайскими социалистическими странами разработан проект комплексного использования гидроресурсов Д, теоретический потенциал которых оценивается в 73 млрд. квт·ч. На Д намечается создать 11 гидроузлов общей мощностью свыше 5,7 млн. квт. Крупнейший из них (2,1 млн. квт) сооружается Румынией и Югославией при технической помощи Советского Союза в ущелье Ворота (первые 2 агрегата вступили в строй в 1970). На австрийском участке Д сооружается каскад из 14 ГЭС. Широко используются гидроресурсы притоков Д - Вага, Дравы, Тисы, Искыра, Арджеша и др.
Воды Д и его притоков используются для орошения засушливых территорий, особенно в Болгарии, Румынии, Венгрии и Югославии, для водоснабжения городов и промышленных центров. Среднегодовой улов рыбы в Д составляет 550-650 тыс. ц, основной улов приходится на нижний Д В дельте Д на площади 300 тыс. га - большие запасы камыша, используемого для производства целлюлозы (Брэила).
Перспективы судоходства на Д связаны как с сооружением гидроузлов и достижением гарантированных глубин (3-3,5 м), так и с постройкой каналов, которые должны соединить Д с бассейном Рейна, Эльбы и Одры.
В. П. Максаковский.
Правовой режим. Д является международной рекой, правила пользования которой устанавливаются специальными международными соглашениями. Выделяются 3 этапа регулирования проблемы Д: период двусторонних договоров (1774-1856), период многосторонних соглашений с участием недунайских государств (1856-1945) и демократический статут Д после 2-й мировой войны. Важнейшее значение для установления режима Д имел Кючук-Кайнарджийский договор (трактат), заключенный между Россией и Турцией в 1774, по которому Россия получила право судоходства в нижнем Д По мирным договорам, заключенным Россией и Турцией в 1812, 1826 и 1829, Россия получила полный контроль над основными дунайскими рукавами (Килийским, Сулинским и Георгиевским) и над судоходством по нижнему Д Англо-австрийские и русско-австрийские конвенции 1838 и 1840 выдвинули принцип свободной навигации по Д
Этап регулирования в порядке многосторонних соглашений начался с Крымской войны 1853-56. На основе Парижского трактата 1856 была создана Европейская дунайская комиссия, в состав которой вошли Австрия, Россия и ряд недунайских государств ( Великобритания, Пруссия, Сардиния, Турция). Практически эта комиссия, ставшая орудием господства неприбрежных держав на Д, действовала до 1-й мировой войны. Комиссия имела свой флаг, свою администрацию, флот, полицию, суд, она могла запрещать придунайским странам строительство портовых и гидротехнических сооружений и т.д.
После окончания 1-й мировой войны 1914-18 империалистические государства повели борьбу за сохранение привилегий в контроле над Д Специальная конференция по выработке статута Д была созвана в августе 1920 в Париже, на ней были представлены главным образом недунайские государства (Советская Россия к конференции не была допущена). 23 июля 1921 были приняты конвенция и заключительный протокол о режиме судоходства на Д, а также решение о создании двух комиссий, ставших органами контроля над судоходством по Д Для так называемого морского Д (от устья до Ульма) была вновь создана Европейская дунайская комиссия в составе Великобритании, Италии и Румынии, для части Д между Ульмом и Брэилой и сети речных путей, объявленных международными, была образована Международная дунайская комиссия, в состав которой вошли представители прибрежных стран ( Австрии, Венгрии, Чехословакии, Югославии и Румынии) и неприбрежных держав (Великобритании, Италии и Советская Россия была устранена от участия в обеих комиссиях. Дские комиссии обладали широкими полномочиями и не считались с суверенными правами прибрежных государств; создание их содействовало усилению влияния империалистических государств на Д В 1936 вышла из состава Международной дунайской комиссии, а после захвата Австрии (1938) и Чехословакии (1938-1939) представители этих государств также вышли из состава комиссии.
После 2-й мировой войны 1939-45 вопрос о режиме Д поднимался на Потсдамской конференции, на сессиях Совета министров иностранных дел, на Парижской конференции 1946. Новый демократический статут судоходства был выработан на Белградской конференции 1948, в которой приняли участие представители придунайских государств (СССР, УССР, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Югославии), а также представители США, Великобритании и как члены Совета министров иностранных дел, с совещательным голосом участвовала Австрия. На конференции была выработана новая Конвенция о режиме судоходства на Д (подписана 18 августа 1948, вступила в силу 11 мая 1949). Представители Великобритании, США и стремившиеся к восстановлению положений Конвенции 1921, отказались подписать Конвенцию 1948. В соответствии с Конвенцией 1948 была создана единая Дская комиссия в составе представителей придунайских государств; управление и контроль над судоходством по Д принадлежит непосредственно придунайским странам. В компетенцию Дской комиссии входит контроль за исполнением Конвенции 1948, установление единой системы навигационной обстановки, унификация правил речного и санитарного надзора, составление общего плана основных работ в интересах судоходства на базе предложений придунайских стран и специальных речных администраций и т.д. Конвенция 1948 о режиме судоходства на Д обеспечивает суверенные права придунайских государств и в то же время учитывает интересы и других стран, пользующихся Д для перевозок.
К. П. Вощенков.
Лит.: Валесян Л. А., География гидроэнергоресурсов и гидроэнергетики зарубежных придунайских стран, Ер., 1959; Вагин Н. Ф., Карминский М. С., Река Д, Л., 1960; Д и дунайское судоходство, М., 1962; Максаковский В. П., Большой Д, М., 1963; Гидрологический справочник реки Д. 1921-1960, Будапешт, 1965; Гидрологический ежегодник реки Д за 1969, Будапешт, 1970; Статистический бюллетень Дской комиссии за 1969, Будапешт, 1969; Протоколы Дской комиссии, т. 1-27, Будапешт, 1951-69; Routier du Danube, Galatz, 1953; Даков В., Река Дунав и нейното стопанско значение за България, София, 1964; Логунов В. Д, Современный международно-правовой режим Дуная, М., 1958; Кейлин А. Д, Актуальные вопросы современного международного морского и речного права, в сб.: Советский ежегодник международного права. 1962, М., 1963, с. 78-109.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 07.12.2024 02:19:32
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|