Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Древнегреческие лады

Древнегреческие лады (далее Д) система мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в нашем смысле. Основу ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально - только нисходящие). В зависимости от интервального состава тетрахордов различали 3 их наклонения, или рода (génē): диатоническое, и энгармоническое:



Диатонических тетрахордов насчитывалось 3 вида, различавшихся расположением малой секунды:



Объединения тетрахордов образовывали октавные лады (так называемые роды октав, или harmoníai). Основные лады - дорийский, фригийский и лидийский - строились как объединение двух тетрахордов одного вида; тетрахорды приставлялись друг к другу т. о., что между нижним звуком верхнего и верхним звуком нижнего образовывался целый тон. Побочные, гиполады, строились из основных при помощи перестановки тетрахордов и добавления снизу целого тона, дополняющего звукоряд до октавы:



Полный вид древнегреческой ладовой системы обобщенно представляет sýstēma téleion - "совершенная (т. е. полная) система".



  Ладам и наклонениям приписывался определенный характер (учение об "этосе" ладов, ритмов). Различие между "этосом" Д напоминает различие в характере наших ладов - мажора и минора. Так, дорийский лад (доряне - одно из коренных греческих племен) считался строгим, мужественным, наиболее этически ценным; фригийский (Фригия - одна из областей Малой Азии) - восторженным и экстатическим, дионисийским.

  Названия Д перешли к средневековым ладам (или натуральным ладам), имеющим иную структуру.

  Лит.: Античные мыслители об искусстве, 2 изд., М., 1938; Закс К., Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков, в сб.: Музыкальная культура древнего мира, под ред. Р. И. Грубера, Л., 1937; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941; Античная музыкальная эстетика. (Собр. текстов), М., 1960; Bellermann ., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, ., 1847; Monro D. ., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert Н., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Gombosi ., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939.

  Ю. Н. Холопов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 08:59:04