Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Додекафония

Додекафония (далее Д) (от греч. dódeka - двенадцать и phоnе - звук; буквально - двенадцатизвучие), метод сочинения музыки, возникший в процессе развития атонализма (см. Атональная музыка). Один из путей к современному авангардизму. Первые попытки создания музыкальных произведений по принципу Д были сделаны австрийским композитором Й. Хауэром в 1910-х гг.; полностью метод Д разработал и ввел в практику австрийский композитор А. Шенберг (5 фортепианных пьес опус 23, 1923). Сущность метода Д состоит в том, что составляющие произведение мелодические голоса и созвучия производятся из так называемой серии (ряда; нем. - die Reihe) - определенной последовательности 12 звуков различной высоты. Серия включает все тона звукоряда, ни один из которых в ней не повторяется; она представляет избранный для данного сочинения комплекс интервалов, составляющий его "интонационную основу". Серия применяется в различных формах (модусах): в основном виде, в ракоходном варианте, обращении (инверсии), ракоходном обращении. Каждый модус может быть изложен от каждой из 12 ступеней высотной системы; т. о., всего звуковых форм может быть до 48. При сочинении музыки композитор по своему желанию выбирает те или иные группы звуков различных модусов серии для мелодии, контрапунктирующих голосов, аккордов. Введение каких-либо сочетаний звуков, не являющихся производными серии, не допускается. Некоторые композиторы, не отказывающиеся от ладотональной основы музыки, применяют технику Д в отдельных эпизодах своих произведений. См. также Серийная техника, Пуантилизм.

 

  Лит.: Тильман И., О додекафонном методе композиции, "Советская музыка", 1958, № 11; Денисов Э., Д и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, в. 6, М., 1969; Hauer J., Vom Wesen des Musikalischen. Ein Lehrbuch der Zwölftonmusik, ., 1920; Schönberg A., Style and idea, . ., (1950J; řenek E., Zwölftonkontrapunkt-Studien, Mainz, 1952; Jelinek ., Anleitung zur Zwölftonkomposition, Bd 1-2, ., 1952-58; Perle G., Serial composition and atonality, 2 ed., Berk.-Los Ang., 1968.

  Ю. . Холопов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 03:12:02