Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Диккенс Чарлз

Диккенс (далее Д) (Dickens) Чарлз (7.2.1812, Лендпорт, близ Портсмута, - 9.6.1870, Гейдсхилл), английский писатель. Сын портового чиновника. В связи с разорением отца и заключением его в долговую тюрьму Д. еще мальчиком помогал семье. Позднее был парламентским стенографом и газетным репортером. В первом произведении Д. - "Очерки Боза" (1836) сказались склонность Д. к реалистической сатире, его жизнелюбивый юмор и сентиментальный пафос, в основе которого - социальное сострадание. Роман "Посмертные записки Пиквикского клуба" (1837) - комическая эпопея, в центре которой благодушный чудак мистер Пиквик, наивный и трогательный благодетель человечества.

  В дальнейшем Д. становится на путь критического реализма. Роман "Приключения Оливера Твиста" (1838) написан под впечатлением закона о бедных, обрекшего безработных и бедняков на голодное вымирание в так называемых работных домах. Свое возмущение невыносимыми условиями существования народных масс Д. воплотил в истории мальчика, рожденного в доме призрения и обреченного на скитания по мрачным трущобам Лондона. В конце романа все же одерживает верх традиционная моральная схема и добродетель (в лице "добрых" капиталистов) торжествует. В романе "Жизнь и приключения Николаса Никльби" (1839) особое внимание уделено изображению ужасающих методов школьного воспитания детей и разоблачению могущества "злых денег". Однако в конце романа вновь торжествует фиктивная компромиссная социальная сила - "добрые деньги". В "Мартине Чезлвите" (1844), написанном после первого посещения Дом Америки, в основе сюжета - критическое изображение не только американской действительности, но и английского буржуазного общества в лице Пекснифа и Чезлвитов. Особое возмущение Д. вызывает рабство негров в южных штатах.

  С годами Д. приходит к убеждению, что только в среде угнетенных масс сосредоточены положительные тенденции современного общества, проявляющиеся в моральном превосходстве бедняков над богачами.

  Сентиментальное умонастроение особенно сказалось в "Лавке древностей" (1841) и в "Рождественских повестях" (1843-46), где использовано и сказочное начало.

  Переходными от ранних сочинений к зрелому реалистическому творчеству явились любимые юношеством романы Д. "Домби и сын" (1848), где в центре - образ жестокого собственника, и "Дэвид Копперфилд" (1850) - роман воспитания, в котором прослеживается жизнь героя, напоминающая жизнь самого Д.

  Неудачи чартистского движения в Великобритании, половинчатые результаты Революции 1848 на континенте содействовали выявлению эксплуататорской сущности капиталистического строя. К этому времени Д. проникается более глубоким взглядом на буржуазное общество как единую систему зла. Он отказывается от прежней схемы романа-авантюры и переходит к социально-проблемному роману. Действие строится уже не по типу романа-биографии, а состоит из сложного переплетения нескольких сюжетных линий. Пример такого построения - роман "Холодный дом" (1853), действие которого вращается вокруг многолетнего судебного процесса. Задуманный как сатира на буржуазное судопроизводство, роман перерастает в символ бессмысленности человеческого существования перед лицом бездушных "бумажных" законов, разрушающих нормальные человеческие отношения, воплощенные в образах Джарндайса, Эстер, Ады и др.

  В романе "Тяжелые времена" (1854) место действия - чудовищный, не существующий на карте город "Коктаун". Д. создал непревзойденные по сатирической насыщенности гротескные образы буржуазных дельцов, для которых "факты и цифры" - единственная реальность. Симпатии автора безраздельно на стороне угнетенных, хотя он не обнаружил понимания необходимости революционной борьбы рабочих. В "Крошке Доррит" (1857) изображена мрачная долговая тюрьма Маршалси, одним из обитателей которой некогда был отец писателя. Др. сфера действительности - жизнь государственных учреждений буржуазной Англии, которые Д. сатирически обессмертил под названием "Министерства околичностей". Д. дал здесь символически обобщенное изображение зловещих закономерностей капиталистической системы, превращающих отдельного человека в игрушку непознанных им враждебных сил.

  Несколько особняком в цикле зрелых сочинений Д. стоит исторический роман о Великой французской революции - "Повесть о двух городах" (1859). Изображая нищету и бесправие масс, Д. горячо возмущается их угнетателями, считает революцию неизбежной, но вместе с тем осуждает активные действия народа с точки зрения христианского идеала. Последние романы Д. - "Большие ожидания" (1861), "Наш общий друг" (1865), "Тайна Эдвина Друда" (неокончен, 1870) сочетают элементы детективного и криминального жанров с глубокой социальной проблематикой.

  Мировая слава Д. утвердилась непосредственно вслед за выходом его первых книг. В России сочинения Д. имели большой резонанс с начала 40-х гг. 19 в. В суждениях В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Горького о романах Д. ведущей является мысль об их замечательном юморе, демократизме и гуманизме.

  Советское литературоведение, продолжая эти тенденции, анализирует реалистическую манеру Д., его разоблачительную сатиру и сочувствие народу.

  Соч.: The complete works, v. 1-30, L., (1900); Works, v. 1-23, Bloomsbury, 1937-38; The letters, v. 1-3, Bloomsbury, 1938; в рус. пер. - Полн. собр. соч., т. 1-10, СПБ, 1892-97; Собр. соч., т. 1-35, СПБ, 1896-99; Собр. соч., т. 1-33, СПБ, (1905-09); Полн. собр. соч., кн. 1-49, СПБ, 1909-10; Собр. соч., т. 1-30, М., 1957-63.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1967, с. 447, 487; Алексеев М. П., Белинский и Д, в сб.: Венок Белинскому, (М.), 1924; Луначарский А. и Шор ., Д, М. - Л., 1931; Ивашева В. В., Творчество Да, М., 1954; Нерсесова М. А., Творчество Ч. Да, М., 1957; Катарский И. М., Д в России, М., 1966; Сильман Т., Д. Очерки творчества, Л., 1970; Чарльз Д. Указатель важнейшей литературы на русском языке (1838-1945), вступит. ст. М. П. Алексеева, Л., 1946; Чарльз Д. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1838-1960, сост. Ю. В. Фридлендер и И. М. Катарский, М., 1962; Честертон Дж. К., Д, Л., 1929; Forster J., The life of Ch. Dickens, v. 1-3, L., 1872-74; Hayward A. L., The Dickens encyclopedia, L. - . ., 1924; Jackson . A., Ch. Dickens: the progress of a radical, L., 1937; Johnson E., Ch. Dickens. His tragedy and triumph, v. 1-2, . ., 1952; Engel М., The maturity of Dickens, Camb. (Mass.), 1959; Dickens. Modern judgеments, ed. by A. E. Dyson, (L., 1968); Manning . ., Dickens as satirist, New Haven - L., 1971; Wilson A., The world of Charles Dickens, L., (1970).

  Т. И. Сильман.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 04.05.2024 06:26:46