Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Демократический централизм

Демократический централизм (далее Д) важнейший принцип организационного строения, деятельности, руководства марксистско-ленинских партий, социалистического государства, управления социалистической экономикой. Суть Д состоит в сочетании демократизма, т. е. полновластия трудящихся, их самодеятельности и инициативы, выборности их руководящих органов и их подотчетности массам, с централизацией - руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, подчинением частных интересов интересам общим в борьбе за достижение поставленной цели. Если в классово-антагонистическом обществе демократия и централизм противоположны, находятся в постоянном конфликте, то в условиях социализма они выступают в диалектическом единстве.

  Идея Д как основополагающего организационного принципа строения революционной пролетарской партии была впервые выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом и нашла свое практическое выражение в организационной структуре Союза коммунистов (основан 1847) (см. Устав Союза коммунистов, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 524-29). В. И. Ленин, обобщая опыт классовой борьбы пролетариата, развил принцип Д В его трудах "Что делать?", "Письмо к товарищу о наших организационных задачах", "Шаг вперед, два шага назад" и др. разработаны организационные принципы пролетарской партии нового типа: членство в партии на основе признания ее программы и обязательного вхождения в одну из партийных организаций, дисциплина, одинаково обязательная для всех членов партии, строжайшее выполнение партийных решений, подчинение меньшинства большинству, низших организаций высшим, выборность и отчетность партийных органов, развитие активности и самодеятельности партийных масс. Выработанные Лениным нормы партийной жизни закреплены в Уставе партии, который был принят Вторым съездом РСДРП (1903), затем уточнялся и дополнялся последующими съездами и конференциями. Первая конференция РСДРП (1905) признала бесспорным принцип Д Четвертый (Объединительный) съезд РСДРП (1906) впервые внес в Устав положение о том, что: "Все организации партии строятся на началах демократического централизма" ("КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 1, 1970, с. 182). Восьмая Всероссийская конференция РКП(б) (1919) признала Д "руководящим принципом организационного строения партии" (там же, т. 2, с. 127).

  Став после Октябрьской социалистической революции 1917 правящей партией, Коммунистическая партия распространила осуществление Д и в государственном строительстве. Против Д выступали троцкисты (см. Троцкизм), так называемые "левые коммунисты", "децисты" (см. Группа "демократического централизма") и др. антипартийные группировки, стремившиеся под предлогом развития партийного демократизма создать и узаконить в партии фракционность и тем самым подорвать монолитное единство ее рядов. Десятый съезд РКП(б) (1921) решительно осудил всякую фракционность в партии и принял по предложению Ленина резолюцию "О единстве партии".

  Развернутое определение Д дано в Уставе, принятом Семнадцатым съездом ВКП(б) (1934). Согласно действующему ныне Уставу КПСС, Д означает: "... а) выборность всех руководящих органов партии снизу доверху; б) периодическую отчетность партийных органов перед своими партийными организациями и перед вышестоящими органами; в) строгую партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству; г) безусловную обязательность решений высших органов для низших" (Устав КПСС, 1971, с. 22).

  На основе Д КПСС действует как монолитная организация, спаянная едиными идейными, организационными и тактическими принципами, обязательными для каждого коммуниста. Руководство партией осуществляется из одного центра. Верховным органом КПСС является съезд партии. В промежутках между съездами всей деятельностью партии руководит ЦК КПСС. Республиканские, краевые, областные, окружные, городские и районные организации и их комитеты в своей деятельности руководствуются Программой и Уставом КПСС, осуществляют политику партии, организуют исполнение директив ЦК КПСС. Они автономны в решении местных вопросов, если эти решения не противоречат политике партии. В партии недопустимы какие-либо проявления местничества и недисциплинированности в выполнении директив вышестоящих организаций. Строгое подчинение организаций центру, низших организаций - высшим обеспечивает единство действий всех звеньев партии, высокую организованность и оперативность в ее работе. Централизм органически связан с внутрипартийной демократией (см. Демократия внутрипартийная).

  Двадцатый съезд КПСС (1956) подчеркнул необходимость строгого соблюдения принципов Д Их развитие после Октябрьского (1964) пленума ЦК КПСС нашло свое выражение в дальнейшем укреплении принципа коллективного руководства в центре и на местах, в повышении роли пленумов партийных органов, в проявлении полного доверия к кадрам и улучшении внутрипартийной информации.

  По принципу Д построены и работают в СССР Советы депутатов трудящихся, профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи и др. Д стал основой построения органов Советской власти, что означает: выборность всех органов государственной власти в центре и на местах; подотчетность депутатов перед избирателями и право последних отозвать депутата, если он не оправдал доверие избирателей; формирование органов государственного управления представительными органами. Все органы государственной власти и государственного управления образуют единую систему и работают на основе подчинения нижестоящих органов руководству и контролю вышестоящих органов. Акты советских государственных органов обязательны к исполнению на всей территории деятельности данного органа для всех, к кому эти акты относятся. Ленинские принципы построения советских государственных органов на основе Д закреплены в Конституции СССР (1936).

  В советском многонациональном государстве Д сочетается с социалистическим федеративным устройством. Ленин отмечал, что Д не исключает, а предполагает автономию и федерацию (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 151). Залогом успешного проведения принципов Д является руководящая роль Коммунистической партии.

  Принцип Д осуществляется и в др. марксистско-ленинских партиях. Ленин, определяя условия приема в Коминтерн, писал: "Партии, принадлежащие к Коммунистическому Интернационалу, должны быть построены по принципу демократического централизма" (там же, т. 41, с. 209). Только при этом условии партия рабочего класса может успешно выполнять роль коллективного руководителя и организатора трудящихся масс в их борьбе за ликвидацию эксплуататорского строя, за построение коммунизма. Не случайно современные ревизионисты с особой яростью нападают на Д, предлагая "отделить демократию от централизма", обеспечить свободу фракций и группировок, подчинить централизм демократии и т.д. Разрыв неделимого принципа Д означал бы ослабление руководства, отказ от дисциплины и, в конечном итоге, бессилие политической партии. "Левые" ревизионисты отрицают демократию и стремятся насаждать бюрократический централизм.

  Как показывает исторический опыт, какое бы то ни было извращение принципов Д, попытки противопоставления демократии централизму, отрицание руководящей роли Коммунистической партии ведут к серьезным последствиям и несут угрозу социалистическому строю. Решительно отметая ревизионистские измышления, Совещание представителей коммунистических и рабочих партий в ноябре 1960 в своем Заявлении подчеркнуло, что марксистско-ленинские партии считают неукоснительное соблюдение ленинских норм партийной жизни на основе принципа Д непреложным законом своей деятельности. Хотя в международном коммунистическом движении в настоящее время не существует руководящего центра, каждая марксистско-ленинская партия, будучи самостоятельной, призвана руководствоваться коллективно выработанными решениями и документами. В документе международного Совещания коммунистических и рабочих партий 17 июня 1969 "Задачи борьбы против империализма на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических сил" отмечается, что "национальная и интернациональная ответственность каждой коммунистической и рабочей партии нераздельны" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, Прага, 1969, с. 41). Строгое соблюдение каждой партией коллективно выработанных решений обеспечивает единство всего мирового коммунистического и рабочего движения, укрепляет его как ведущую политическую силу современности.

  Л. В. Шириков.

  Д в управлении народным хозяйством, коренной принцип хозяйственного руководства при социализме, соответствующий отношениям общественной социалистической собственности на средства производства. Принцип Д охватывает все фазы воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

  Демократический характер экономического управления при социализме, предопределенный отношениями социалистической собственности, основывается на постоянной и тесной связи и принципиальном соответствии интересов управляющих и управляемых звеньев хозяйства, в результате чего процесс экономического управления протекает на основе товарищеского сотрудничества и взаимопомощи между ними.

  Основополагающие методологические и теоретические идеи относительно Д в управлении народным хозяйством выдвинуты и сформулированы В. И. Лениным. "Наша задача теперь, - указывал Ленин, - провести именно демократический централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т.п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 152). Свое дальнейшее развитие ленинское учение о Д в хозяйственном строительстве получило в теоретической и практической деятельности КПСС и марксистско-ленинских партий др. социалистических стран, в работах экономистов-марксистов об экономическом управлении социалистическим хозяйством.

  Общественная социалистическая собственность делает необходимым и возможным централизовать в масштабе всего народного хозяйства важнейшие функции экономического управления. В то же время Д предполагает хозяйственную самостоятельность отдельных объектов (предприятий и др. звеньев). Нецентрализованными остаются решения локальных экономических задач, а также выработка конкретных форм и методов проведения в жизнь директив органов общехозяйственного руководства. При социализме интересы индивидуумов, различных коллективов и социальных групп совпадают с интересами социалистического общества в целом. Это единство выражается в наличии общественного экономического интереса, в неантагонистическом характере противоречий между интересами и в возможности координировать, объединить, централизовать действия носителей разных обособленных интересов в масштабе всего хозяйства. В то же время существует объективное разнообразие условий хозяйствования, условий достижения единых, согласованных, централизованно установленных хозяйственных целей. Отсюда необходимость разнообразить хозяйственные решения, самостоятельно выбирать и реализовывать те или иные варианты, способы достижения общехозяйственных установок в рамках единого народно-хозяйственного плана.

  Социализму присуще демократическое осуществление централизации при решении экономических задач. Централизация охватывает здесь решение важнейших вопросов хозяйственной жизни общества: в первую очередь формирование народно-хозяйственной структуры и народно-хозяйственных пропорций, определение направления и темпов экономического развития общества, координацию и увязку планов, составляемых на местах, проведение единой государственной политики в области технического прогресса, капитальных вложений, размещения производства, оплаты труда, цен, финансов, осуществление единой системы учета и статистики, а также выработку системы норм хозяйственного поведения для всех хозяйственных звеньев. Этим обеспечиваются ведущая роль централизованного руководства хозяйством и реальное подчинение действий относительно обособленных хозяйственных звеньев интересам развития общественного производства в целом. Хозяйственная самостоятельность развивается в рамках ограничений, вытекающих из ведущей роли централизованного хозяйственного руководства.

  Отход от Д, забвение приоритета общественных интересов или даже их отрицание ведут к анархо-синдикалистскому извращению Д "Мы стоим за демократический централизм, - указывал Ленин. - И надо ясно понять, как далеко отличается демократический централизм, с одной стороны, от централизма бюрократического, с другой стороны - от анархизма" (там же, с. 151).

  Централизм бюрократический опасен тем, что сковывает творческую инициативу масс, препятствует полному выявлению и эффективному использованию резервов хозяйственного развития. Борьба с централизмом бюрократическим - одна из главных проблем совершенствования управления социалистическим обществом. Д "... нисколько не исключает, а напротив, предполагает полнейшую свободу различных местностей и даже различных общин государства в выработке разнообразных форм и государственной, и общественной, и экономической жизни, - отмечал Ленин. - Нет ничего ошибочней, чем смешение демократического централизма с бюрократизмом и с шаблонизацией" (там же, с. 151-52).

  Не меньший вред социалистическому строительству способен нанести и анархо-синдикализм. Он опасен подрывом централизма, не позволяет использовать его преимущества, наладить эффективное планирование. Анархо-синдикализм на практике ведет к разрозненности действий, местничеству, стремлению к необоснованной хозяйственной обособленности.

  Конкретные соотношения централизации и самостоятельности, единоначалия и коллегиальности, формы взаимосвязи общественных, классовых, коллективных и личных интересов, формы разделения функций управления между разными органами управления и т.п. - все это не может быть задано раз и навсегда и зависит от конкретно-исторических условий развития хозяйства. Круг централизованно решаемых проблем хозяйственного руководства может изменяться - быть больше или меньше в зависимости от объективных условий хозяйства и хозяйственных задач, которые должно решить общество на том или ином этапе своего развития. В то же время закономерности развития социалистического общества таковы, что, как бы ни менялся "механизм" управления народным хозяйством, Д должен неизменно расширяться и углубляться. Как указано в Программе КПСС, "В рамках единого народнохозяйственного плана будут и дальше расширяться хозяйственная самостоятельность и права местных органов и предприятий, в планировании все возрастающую роль должны играть планы и предложения, идущие снизу, начиная с предприятий" (1971, с. 86-87). Демократический характер социалистического управления - преимущество социалистического строя, и реализуется он в интересах коммунистического строительства.

  СССР и др. страны социализма накопили большой опыт хозяйственного руководства на основе Д В ходе исторического развития социалистического строя были выработаны и проверены практикой такие общие формы осуществления Д в управлении хозяйством, как централизованное планирование и управление, хозяйственная самостоятельность предприятий и объединений, сочетание территориального и отраслевого принципа в организации управления, сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве хозяйством, хозяйственная дисциплина и ответственность, подконтрольность управляющих управляемым, активное участие масс в управлении производством и т.п.

  Все эти общие формы и принципы осуществления Д получают новое конкретное развитие в ходе экономических реформ, проводимых с середины 60-х гг. в СССР и др. социалистических странах. Современный этап хозяйственного развития требует повышения эффективности общественного производства. Решить эту задачу можно путем всемерного развития хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений, отраслей, экономических районов на основе и в рамках укрепляющегося и совершенствующегося централизованного перспективного планирования и общехозяйственного управления. В ходе реформы происходит расширение круга хозяйственных задач, самостоятельно решаемых предприятиями, объединениями, отраслями, районами, и в то же время сосредоточение центральных плановых и управляющих хозяйственных органов на решении ключевых проблем хозяйственного развития.

  Б. В. Ракитский.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; их же, Устав Союза Коммунистов, там же; Ленин В. И., Что делать?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, Письмо к товарищу о наших организационных задачах, там же, т. 7; его же, Проект Устава РСДРП, там же; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 8; его же, Свобода критики и единство действий, там же, т. 13; его же, Как организовать соревнование?, там же, т. 35; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской власти", там же; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41; его же, Условия приема в Коммунистический Интернационал, там же; его же, Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина, там же, т. 42; его же, Первоначальный проект резолюции Х съезда РКП о единстве партии, там же, т. 43; его же, Наказ от СТО (Совета труда и обороны) местным советским учреждениям, там же, т. 43; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1970; XXIII съезд КПСС. Стенографический отчет, т. 1-2, М., 1966; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5-17 июня 1969 г., М., 1969; Пронин И. И. и Степичев М. И., Ленинские нормы партийной жизни, М., 1969; О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС, М., 1956; 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление Пленума ЦК КПСС. Тезисы ЦК КПСС, М., 1967; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, 1917-1969 годы, т. 1-7, М., 1967-70; Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, М., 1965; Примерный устав колхоза, М., 1969; Положение об органах народного контроля в СССР, М., 1969; Рубин А. М., Организация управления промышленностью в СССР (1917-1967 гг.), М., 1969; Венедиктов А. В., Организация государственной промышленности в СССР, т. 1-2, Л., 1957-1961.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 18:04:21