Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Делегированное законодательство

Делегированное законодательство (далее Д) издание правительствами буржуазных стран по уполномочию парламента нормативных актов, имеющих силу закона. В отличие от обычной нормоустанавливающей деятельности правительства, при Д парламент отказывается от своих законодательных полномочий в пользу правительства. Акт Д издается по вопросам, входящим в исключительную компетенцию парламента. Издавать нормы в порядке Д могут как сами правительства, так и любые подчиненные им исполнительные ведомства (министерства, департаменты, управления, бюро и т.д.). Делегация законодательных полномочий парламентом правительству может быть осуществлена прямо (парламент принимает закон, в котором указывается, какой орган, по каким вопросам и на какой срок получает право издания актов в порядке Д) или косвенно (парламентский закон составляется в очень общих выражениях, и применить его без соответствующей нормоустанавливающей деятельности исполнительных органов власти невозможно).

  Акты, принятые в порядке Д, вступают в силу либо только после одобрения их парламентской резолюцией ("разрешительная процедура"), либо немедленно после издания (в последующем могут быть аннулированы парламентской резолюцией - "запретительная процедура"). Существующий в буржуазных странах парламентский (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия) и судебный (США, Филиппины) контроль над Д носит сугубо формальный характер.

  Получившее широкое распространение в эпоху империализма Д открыто противоречит провозглашенным ранее демократическим принципам буржуазного конституционализма и парламентаризма, т.к. оно резко сокращает права и компетенцию выборных законодательных органов. Конституции многих буржуазных государств (США, Бельгии, Швейцарии, Дании) либо запрещают Д, либо не содержат положений, предусматривающих его, тем не менее оно применяется и в этих странах. Конституции буржуазных государств, принятые после 2-й мировой войны 1939-45 (Италия, ФРГ, прямо предусматривают возможность Д

  Многие современные буржуазные специалисты по проблемам государства и права оправдывают распространение Д возрастающей сложностью государственного управления и необходимостью специальных познаний для этого. В этих условиях, считают они, парламент должен ограничиться закреплением в законах общих принципов, уступив право их детализации тем ведомствам, которые обладают соответствующей технической квалификацией. В действительности, однако, Д представляет собой одно из наиболее откровенных выражений кризиса буржуазного парламентаризма и законности, является проявлением бесконтрольности правящих кругов.

  А. А. Мишин.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 23:30:26