Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Деизм

Деизм (далее Д) (от лат. deus - бог), религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. о., Д противостоит как теизму, в основе которого лежит представление о божественном провидении и постоянной связи человека и бога, так и пантеизму, растворяющему бога в природе, и атеизму, вообще отрицающему само существование бога. Д выступил с идеей естественной религии, или религии разума, которую он противопоставил религии откровения. Естественная религия, по учениям деистов, является общей для всех людей и представляет собой норму для всех позитивных религий, в том числе и христианства.

  Д развился прежде всего в Великобритании. Родоначальником его считается английский философ лорд Чербери (17 в.), развивший идею религии разума ("Трактат об истине", 1624). К Д примыкали мыслители различных направлений - как идеалисты, так и материалисты, причем для последних, по словам Маркса, Д "... есть не более как удобный и легкий способ отделаться от религии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Наивысшее развитие Д получил в 1-й половине 18 в. В Великобритании деистами были Дж. Толанд, видевший в христианстве лишь нравственное учение, А. Коллинз, М. Тиндаль, А. Шефтсбери, Г. Болингброк; в Америке - Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Аллен, Т. Пейн. Близко к Д стоял Дж. Локк. Высказанный Д Юмом взгляд на религию как проистекающую из страха и надежды, делал ненужным допущение бездеятельного бога-творца ("Диалоги о естественной религии", 1779). Во идеи Д проводил Вольтер, к Д приближался Ж. Ж. Руссо. С критикой Д выступали французские материалисты 18 в. В Д распространялся на почве философского рационализма (Г. В. Лейбниц, Г. Э. Лессинг). Идеи Д своеобразно преломились в сочинении И. Канта "Религия в пределах только разума" (1793, рус. пер. 1908). Среди русских прогрессивных мыслителей Д получил распространение в конце 18 - начале 19 вв. (И. П. Пнин, И. Д Ертов, А. С. Лубкин, некоторые декабристы). В целом Д сыграл положительную роль в развитии свободомыслия 17-18 вв.; в дальнейшем утратил свое прогрессивное значение.

  В современной буржуазной философии Д не имеет самостоятельного значения, но его придерживаются многие естествоиспытатели, которые в закономерности и упорядоченности мира видят доказательство бытия его создателя.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1952, с. 97-99; (Орбинский . В.), Английские деисты 17 и 18 столетий, "Записки Новороссийского университета", 1868, год 2, т. 3, в. 1; Роговин С. М., Д и Давид Юм. Анализ "Диалогов о естественной религии", М., 1908; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., (Рязань, 1930); Lechler G. ., Geschichte des englischen Deismus, Stuttg., 1841; Sayous Ed., Les déistes anglais et le christianisme... (1696-1738), ., 1882; Torrey . L., Voltaire and the English deists, New Haven - Oxf., 1930; Orr J., English, deism. Its roots and fruits, Grand Rapids (Mass.), 1934; Schlegel D. ., Shaftesbury and the French Deists, Chapel Hill, 1956.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 03.03.2024 06:41:20