Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гребное судно

Гребное судно (далее Г) судно, приводимое в движение веслами. Г бывают с уключинами (упорами для весел) и без уключин. Уключины располагаются на бортах (шлюпки, лодки различных типов), на кронштейнах за бортом (академические суда) или в корме (гондолы), Г без уключин - байдарки, каноэ. Г могут иметь парус (паруса) или подвесной мотор.

  Известны речные и морские Г Древнего Вавилона, Ассирии, Египта. Остатки Г 5000-летней давности найдены на севере СССР. Г служили для торговли, военных походов, увеселительных прогулок; нередко отличались большой инженерной сложностью. Сохранилось описание построенного при египетском правителе Птолемее Филопаторе плоскодонного Г длиной более 100 м, на котором помещалось около 3000 воинов; приводили его в движение 4000 гребцов, располагавшихся в 40 рядов. В античный период строились многочисленные морские Г, значительные по размерам (длина 40-45 м и более, грузоподъемностью до 300 т), с одним или несколькими рядами весел по высоте; многие Г несли вспомогательные паруса. Необходимость размещения большого количества гребцов и припасов для них, затрудненность гребли на волнении, низкие скорости (в среднем 5-7 км/ч в тихую погоду), изнурительная тяжесть труда гребцов привели к вытеснению ко 2-й половине 18 в. Г парусными, в первую очередь на морских перевозках. Современные морские и речные Г - в основном спортивные, а также мелкие промысловые, транспортные, спасательные и др. См. также Судно.

  Э. Г. Логвинович.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 06:00:27