Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гностицизм

Гностицизм (далее Г) (от греч. gnostikos - познающий), общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских еретических учений и сект. Сочинения гностиков уничтожались христианской ортодоксией и дошли до нас главным образом в виде отдельных цитат, приводимых в сочинениях христианских богословов, боровшихся с Г В 1945-46 в Хенобоскионе в Египте был найден большой архив гностических текстов.

  Происхождение Г и существование независимого от христианства языческого или иудаистского Г неясны. Внутри христианства гностические тенденции заметны уже в самый ранний его период; наивысшего развития они достигают во 2 в. Помимо влияния восточных религиозных мистерий, для Г характерно усвоение ряда идей позднеантичной философии, главным образом платонизма и неопифагорейства. В основе Г лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом - низшим божеством. В дуалистической мистике Г материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь "духовные" люди ("пневматики"), тогда как не принявшие гностического посвящения "душевные" люди вместо подлинного "познания" достигают лишь "веры", а "плотские" люди вообще не выходят за пределы чувственной сферы. Для Г характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению.

  Ко 2 в. относится деятельность гностиков Василида (из Сирии) и Валентина (из Египта), а также Карпократа Александрийского, Сатурнина (или Саторнила) из Сирии, Маркиона из Понта и др. Позднейшей формой Г можно считать персидское манихейство. Во 2 в. Г был преодолен христианством, однако скрытая гностическая традиция продолжает существовать вплоть до позднего средневековья. Влияние Г прослеживается в позднейшей неортодоксальной христианской мистике - у немецких философов Я. Беме, Ф. Баадера, Ф. В. Шеллинга; несомненны точки соприкосновения Г с идеями антропософии и теософии. Отдельные гностические мотивы развивались русской религиозной философией (В. Соловьевым и его последователями), немецким философом Л. Циглером.

  Лит.: Энгельс Ф., К истории первоначального христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, гл. 2-3; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 2, СПБ, 1910; Поснов М. Э., Г и борьба церкви с ним во 2 в., К., 1912; его же, Г в. и победа христианской церкви над ним, К., 1917; Quispel G., Gnosis als Weltreligion, Z., 1951; Jonas ., Gnosis und spätantiker Geist, 2 Aufl., Bd 1-2, Gött., 1954; Wilson R. Mc L., The gnostic problem, L., 1958; Grant R. M., Gnosticism and early Christianity, 2 ed., . ., 1966; Haardt R., Die Gnosis. Wesen und Zeugnisse, Salzburg, 1967.

  А. Ф. Лосев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 13:54:05