Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Албания Кавказская

Албания Кавказская (далее А) одно из древнейших государств на территории восточного Закавказья, населенное разноплеменными народами, в том числе албанцами (на побережье Каспийского моря, в нижнем течении pp. Араке и Куры). Особое место А в истории определялось тем, что на ее территории были расположены "ворота Кавказа" (город Чола, в районе современного Дербента), являвшегося мостом между Европой и Азией. Археологические раскопки на территории Азербайджанской ССР (в Мингечауре, Чухуркабале, Софулу, Кабале, Топрахкале, Хыныслах и др.), сведения античных авторов (Арриан, Плиний, Страбон, Аппиан, Плутарх и др.) и армянских летописцев (Фавст, Егише, Хоренаци, Корюн и др.) свидетельствуют, что в конце 1-го тыс. до н. э. население А занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством и различными ремеслами. На этой материальной базе сложились отношения раннерабовладельческой собственности и возникло государство, возглавляемое царем и глвным жрецом. На рубеже нашей эры в А сохранялись еще пережитки первобытнообщинной собственности (одна из форм — храмовая собственность).

  Наскальные изображения А показывают, что здесь из первобытно-магических действий развивались графика, живопись, народные танцы и театр, музыка, устное художественное творчество. Верховным божеством, которому поклонялись в А, считалась Луна. Главным городом к началу нашей эры была Кабала. Руины ее сохранились в современном Куткашенском районе Азербайджанской ССР.

  В 1 в. до н. э. народ А вместе с народами Армении и Грузии вел героическую борьбу против вторжений древних римлян в Закавказье (походы Лукулла в 69— 67 и Помпея в 66—65 до н.э.). В 3—5 вв. н. э. складываются феодальные отношения, ускорившие утверждение здесь христианства как государственной религии. Христианскую церковь в А возглавлял автокефальный албанский католикос. В 5 в. А была одним из активных участников антисасанидского восстания (450—451), руководимого армянским князем Варданом Мамиконяном. В 6 в. Сасаниды ликвидировали династию албанских царей, но в 7 в. в результате продолжавшейся борьбы А против гнета сасанидских шахиншахов независимость ее была восстановлена. Виднейшим правителем ее в 7 в. был Джеваншир Гирдыманский (638—670). При нем получила широкое развитие албанская письменность и была составлена "История агван", принадлежащая перу армянского историка Мовсеса Каганкатваци, являющаяся основным источником истории А В современных селах Азербайджанской ССР Лекит и Кум сохранились архитектурные памятники А 5 — 6 вв.

  В 8 в. большая часть населения А была мусульманизирована Халифатом. В течение 9—10 вв. албанским князьям удавалось несколько раз на недолгое время восстанавливать царскую власть в А Затем большая часть земель А вошла в состав азербайджанских феодальных государств — Ширвана и др. Часть современных азербайджанцев является потомками древнего населения А

  Лит.: История Азербайджана, т. 1, Баку, 1958; Вопросы истории Кавказской Албании. Сб. ст.. Баку, 1962.

  З. И. Ямпольский.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 19:18:42